Сатирические произведения М.Е.Салтыкова- Щедрина

Сознательное обращение к гражданским темам в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина, » протест против произвола, двоедушие, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»

Сказки как пример сатирического творчества писателя

Тематика сказок писателя — социальные пороки русского общества

Салтыков-Щедрин выводит:

  • паразитизм правящих классов

(«Дикий помещик», » Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»);

  • злоупотребления властью, бездарность и тупость государственных личностей

(«Медведь на воеводстве»)

  • губительность вмешательства власти в область просвещения

(«Орел-меценат»);

  • деградация либералов от «всегда только по возможности» до «применительно к подлости»

(«Либерал»);

  • никчемность жизни обывателя

(» Премудрый пескарь»);

  • прекраснодушная мечтательность интеллигенции

(«Карась-идеалист»);

  • сила и долготерпение народа

(«Коняга», «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Сочетание традиций народной сказки и литературного новаторства

У писателя это проявляется в следующем:

  • Использование образов животных для обозначения людей (медведь, коняга, орел, пескарь),
  • использование сказочных формул (в некотором царстве, некогда, жил-был), троекратных повторов, крестьянской лексики, присказки и пословицы

(«глупый ты помещик», — говорят крестьяне, актер Садовский, капитан-исправник; » ни в сказке сказать, ни пером описать и т.д.);

  • использование общественно-политической лексики, канцеляризмов, французских выражения, современных реалий

(дикий помещик читает газету «весть», генералы на необитаемом острове находят «Московские ведомости», пескарь «жалованья не получает и прислуги не держит», «жизнью жуировать», пескарь…»жизненный процесс завершает»);

  • использование эзопова языка, приемов иносказания

(купец в сказке о верном Трезоре переодевается в вора, чтобы испытать собаку, а автор замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел»);

  • использование гиперболы и гротеска

(дикий помещик » оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках… Но хвоста еще не приобрел», мужик варит суп в пригоршне, голодный генерал глотает орден своего приятеля);

  • использование фантастических элементов (от необитаемого острова, куда попадают генералы совсем недалеко до Петербурга)

Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина — это целый этап в развитии сатирической линии русской литературы ХIХ века.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.