Сознательное обращение к гражданским темам в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина это «протест против произвола, двоедушие, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»
Сказки как пример сатиры писателя
Тематика его сказок — это социальные пороки русского общества.
Так, в своих сатирических произведениях Салтыков-Щедрин выводит:
- паразитизм правящих классов
(«Дикий помещик», » Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»);
- злоупотребления властью, бездарность и тупость государственных личностей
(«Медведь на воеводстве»)
- губительность вмешательства власти в область просвещения
(«Орел-меценат»);
- деградация либералов от «всегда только по возможности» до «применительно к подлости»
(«Либерал»);
- никчемность жизни обывателя
(» Премудрый пескарь»);
- прекраснодушная мечтательность интеллигенции
(«Карась-идеалист»);
- сила и долготерпение народа
(«Коняга», «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Сочетание традиций народной сказки и литературного новаторства
У писателя это проявляется в следующем:
- Использование образов животных для обозначения людей (медведь, коняга, орел, пескарь),
- использование сказочных формул (в некотором царстве, некогда, жил-был), троекратных повторов, крестьянской лексики, присказки и пословицы
(«глупый ты помещик», — говорят крестьяне, актер Садовский, капитан-исправник; » ни в сказке сказать, ни пером описать и т.д.);
- использование общественно-политической лексики, канцеляризмов, французских выражения, современных реалий
(дикий помещик читает газету «весть», генералы на необитаемом острове находят «Московские ведомости», пескарь «жалованья не получает и прислуги не держит», «жизнью жуировать», пескарь…»жизненный процесс завершает»);
- использование эзопова языка, приемов иносказания
(купец в сказке о верном Трезоре переодевается в вора, чтобы испытать собаку, а автор замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел»);
- использование гиперболы и гротеска
(дикий помещик » оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках… Но хвоста еще не приобрел», мужик варит суп в пригоршне, голодный генерал глотает орден своего приятеля);
- использование фантастических элементов (от необитаемого острова, куда попадают генералы совсем недалеко до Петербурга)
Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина — это целый этап в развитии сатирической линии русской литературы ХIХ века.
Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по сказкам автора — здесь