Сознательное обращение к гражданским темам в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина это “протест против произвола, двоедушие, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.”
Сказки как пример сатиры писателя
Тематика его сказок – это социальные пороки русского общества.
Так, в своих сатирических произведениях Салтыков-Щедрин выводит:
- паразитизм правящих классов
(“Дикий помещик”, ” Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил”);
- злоупотребления властью, бездарность и тупость государственных личностей
(“Медведь на воеводстве”)
- губительность вмешательства власти в область просвещения
(“Орел-меценат”);
- деградация либералов от “всегда только по возможности” до “применительно к подлости”
(“Либерал”);
- никчемность жизни обывателя
(” Премудрый пескарь”);
- прекраснодушная мечтательность интеллигенции
(“Карась-идеалист”);
- сила и долготерпение народа
(“Коняга”, “Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил”)
Сочетание традиций народной сказки и литературного новаторства
У писателя это проявляется в следующем:
- Использование образов животных для обозначения людей (медведь, коняга, орел, пескарь),
- использование сказочных формул (в некотором царстве, некогда, жил-был), троекратных повторов, крестьянской лексики, присказки и пословицы
(“глупый ты помещик”, – говорят крестьяне, актер Садовский, капитан-исправник; ” ни в сказке сказать, ни пером описать и т.д.);
- использование общественно-политической лексики, канцеляризмов, французских выражения, современных реалий
(дикий помещик читает газету “весть”, генералы на необитаемом острове находят “Московские ведомости”, пескарь “жалованья не получает и прислуги не держит”, “жизнью жуировать”, пескарь…”жизненный процесс завершает”);
- использование эзопова языка, приемов иносказания
(купец в сказке о верном Трезоре переодевается в вора, чтобы испытать собаку, а автор замечает: “Удивительно, как к нему этот костюм шел”);
- использование гиперболы и гротеска
(дикий помещик ” оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках… Но хвоста еще не приобрел”, мужик варит суп в пригоршне, голодный генерал глотает орден своего приятеля);
- использование фантастических элементов (от необитаемого острова, куда попадают генералы совсем недалеко до Петербурга)
Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина – это целый этап в развитии сатирической линии русской литературы ХIХ века.
Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по сказкам автора – здесь