Сюжет и композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

В этом романе Достоевского представлен детективный сюжет и сложная композиция. Цель — показать душу человека, совершившего преступление.

Композиция романа «Преступление и наказание»

  1. Соотношение частей показывает, какую цель преследовал автор, создавая роман: одна часть о преступлении, остальные — о наказании.
  2.  Первая часть — подготовка преступления и убийство старухи. Соотношение глав: шесть о состоянии и действиях Раскольникова до убийства, последняя глава — убийство.

А) Цепь случаев и историй подталкивает героя к преступлению (жизнь героя, его возбужденное состояние, исповедь Мармеладова, пьяная девочка на бульваре, разговор студента с офицером, проба, письмо матери, первый сон — об убийстве лошади);

Б) Убийство старухи (по теории), убийство Лизаветы и ее нерожденного ребенка (ради спасения своей жизни). Первая трещина в теории.

3. Вторая часть. Цель — показать состояние героя на следующий день после убийства, ввести основных персонажей.

А) состояние страха, подозрительность, болезненное состояние героя. Высшая точка — посещение конторы, обморок.

Б) встреча с «двойником» Лужиным. Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя.

В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней.

Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) — отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей.

4. Третья часть — встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.

А) Второй двойник (Свидригайлов) — в рассказе матери и сестры Раскольникова. Порок, введенный в принцип жизни.

Б) Встреча с Порфирием Петровичем, начало интеллектуальной схватки. Теория Раскольникова.

В) Смерть Мармеладова, трагизм жизни в Петербурге

Г) Третий сон — повторное убийство, ожившая старуха. Трещина в теории: душа не выдерживает.

5. Четвертая часть — встречи и разговоры, опровергающие теорию героя

А) Свидригайлов и его отношение к жизни

Б) Лужин — хозяин жизни,

В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, «Воскресение Лазаря», судьба Сони — противоречие в теории.

Г) Диалог-борьба с Порфирием Петровичем, признание Миколки — формальное освобождение героя от подозрений.

6. Пятая часть композиции романа — жизнь опровергает теорию Раскольникова

А) Похороны Мармеладова, позор Сони, Мерзость Лужина,

Б) Трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей

В) Признание Соне (душа не выдержала и ждет суда), Соня — судья и помощник.

7. Шестая часть — последняя борьба живой души и мертвой теории

А) Свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова (убежденность следователя в том, что Раскольников — убийца, отказ героя прийти с повинной):

Б) Итог судьбы Свидригайлова: последняя попытка спастись (диалог с Дуней), самоубийство. Душа, отданная аду, жить не может.

В) Диалог с Соней, признание на площади и в конторе, отсутствие раскаяния.

8. Композиционная роль эпилога — воскрешение души.

А) жизнь Раскольникова на каторге (отъединенность от людей)

Б) четвертый сон героя  (мировое воплощение теории в жизнь) — возрождение. Путь к новой жизни, любовь к Соне, возвращение к людям.

Особенности сюжета и композиции помогли автору решить задачу, поставленную перед ним: показать влияние теории на душу человека, борьбу ада и рая в человеческой душе.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.