В этом романе Достоевского представлен детективный сюжет и сложная композиция. Цель – показать душу человека, совершившего преступление.
Композиция романа «Преступление и наказание»
- Соотношение частей показывает, какую цель преследовал автор, создавая роман: одна часть о преступлении, остальные – о наказании.
- Первая часть – подготовка преступления и убийство старухи. Соотношение глав: шесть о состоянии и действиях Раскольникова до убийства, последняя глава – убийство.
А) Цепь случаев и историй подталкивает героя к преступлению (жизнь героя, его возбужденное состояние, исповедь Мармеладова, пьяная девочка на бульваре, разговор студента с офицером, проба, письмо матери, первый сон – об убийстве лошади);
Б) Убийство старухи (по теории), убийство Лизаветы и ее нерожденного ребенка (ради спасения своей жизни). Первая трещина в теории.
3. Вторая часть. Цель – показать состояние героя на следующий день после убийства, ввести основных персонажей.
А) состояние страха, подозрительность, болезненное состояние героя. Высшая точка – посещение конторы, обморок.
Б) встреча с “двойником” Лужиным. Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя.
В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней.
Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) – отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей.
4. Третья часть – встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.
А) Второй двойник (Свидригайлов) – в рассказе матери и сестры Раскольникова. Порок, введенный в принцип жизни.
Б) Встреча с Порфирием Петровичем, начало интеллектуальной схватки. Теория Раскольникова.
В) Смерть Мармеладова, трагизм жизни в Петербурге
Г) Третий сон – повторное убийство, ожившая старуха. Трещина в теории: душа не выдерживает.
5. Четвертая часть – встречи и разговоры, опровергающие теорию героя
А) Свидригайлов и его отношение к жизни
Б) Лужин – хозяин жизни,
В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, “Воскресение Лазаря”, судьба Сони – противоречие в теории.
Г) Диалог-борьба с Порфирием Петровичем, признание Миколки – формальное освобождение героя от подозрений.
6. Пятая часть композиции романа – жизнь опровергает теорию Раскольникова
А) Похороны Мармеладова, позор Сони, Мерзость Лужина,
Б) Трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей
В) Признание Соне (душа не выдержала и ждет суда), Соня – судья и помощник.
7. Шестая часть – последняя борьба живой души и мертвой теории
А) Свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова (убежденность следователя в том, что Раскольников – убийца, отказ героя прийти с повинной):
Б) Итог судьбы Свидригайлова: последняя попытка спастись (диалог с Дуней), самоубийство. Душа, отданная аду, жить не может.
В) Диалог с Соней, признание на площади и в конторе, отсутствие раскаяния.
8. Композиционная роль эпилога – воскрешение души.
А) жизнь Раскольникова на каторге (отъединенность от людей)
Б) четвертый сон героя (мировое воплощение теории в жизнь) – возрождение. Путь к новой жизни, любовь к Соне, возвращение к людям.
Особенности сюжета и композиции помогли автору решить задачу, поставленную перед ним: показать влияние теории на душу человека, борьбу ада и рая в человеческой душе.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А. (см. “Наша библиотека”)