Сюжет и конфликт в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Сюжет романа «Преступление и наказание» прост: молодой человек, студент Раскольников, создавший теорию, по которой все люди делятся “на право имеющих” и на “тварей дрожащих”, в качестве эксперимента убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Герою приходится “сражаться” с умным следователем Порфирием Петровичем, который понимает, кто истинный убийца. Убийцу мучат муки совести, и в конце концов он является с повинной. На каторге к нему приходит подлинное раскаяние. Вот собственно и весь сюжет.

Формально по сюжету конфликт в «Преступлении и наказании» возникает между героем-убийцей и следователем. Так собственно и бывает в детективах.

Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы писал просто детективный роман.

Сюжет нужен ему лишь для того, чтобы вскрыть психологию человека. Конфликт в обыкновенном детективе сводится к противостоянию преступления и закона, преступника и следствия.

Особенности конфликта и сюжета в «Преступление и наказание»

Конфликт романа – прежде всего в душе Раскольникова. Это противостояние  бесчеловечной теории и души героя.

Оно подготовлено всем существованием в душном городе – Петербурге. На его пыльных улицах, в его квартирах, похожих на гроб или шкаф, рождается теория главного героя.
Писатель показывает, что его преступление подготовлено состоянием, когда “человеку некуда пойти”. Все окружающее как бы подталкивает Раскольникова к убийству. Герой пытается доказать, прежде всего самому себе, что он личность, а значит,право имеет”, поэтому и решается на проверку себя и теории: жизнь ничтожной старушонки значит не более, чем жизнь любого ничтожного существа.

Но рассудочная теория терпит крах, так как жертвами Раскольникова становятся и Лизавета, и Миколка, и даже его семья. Одно преступление влечет за собой другие. Однако не так прост конфликт в душе героя: он прежде всего мучается от того, что, по его теории, оказался недостаточно силен, не выдержал проверки, следовательно, он – не сильная личность.

Но постепенно герой осознает трагическое несоответствие между целью и средствами ее достижения.

Даже публичное покаяние на площади не дает облегчения, так как не искренно.

Писатель показывает, что истинное искупление наступает лишь после страданий человека.

Именно страданиями искупает человек грех. Поэтому только на каторге (и не сразу) Раскольников понимает всю античеловечность своей теории, тогда приходит раскаяние, любовь к Соне и начинается новая жизнь.

Мастерство писателя заключается в том, что он так композиционно выстраивает произведение, что читатель понимает выстраданность судьбы героя:

из семи глав только одна повествует о преступлении, остальные – о наказании.

Конфликт, происходящий в душе героя, в той или иной степени повторяется в системе других персонажей.

  • Во-первых, это герои, находящиеся в таком же положении, как и Раскольников (“некуда пойти”): Мармеладов, его семья, девочка на бульваре, утопленница.
  • Во-вторых, те, кто по-своему являются двойниками героя, – Свидригайлов и Лужин. Но для них нет выхода, в выборе между адом и раем они выбирают ад. Свидригайлов не выдерживает и кончает жизнь самоубийством, судьба Лужина страшна, по мнению писателя, – это полная потеря души, то есть духовная смерть при жизни.
  • В-третьих, это герои, которые всей своей жизнью доказывают, что теория героя не соответствует истине: деление человечества лишь на две категории упрощает картину мира, делает ее одномерной, а потому всегда будут люди, которые не укладываются в рамки теории, – это прежде всего Сонечка Мармеладова. Именно она преступила закон, но при это сохранила чистоту и душу. Ее поступок – акт самопожертвования

Поэтому так тянет Раскольникова к Соне, он мучительно пытается понять ее, услышать ее суд. А Соня искренне удивляется:

“Это человек-то вошь?”

Именно Сонечка становится нравственной альтернативой теории Раскольникова, ее влияние на героя, да и не только на него одного, показывает ужас ада в душе человеческой.

В решении конфликта в романе «Преступление и наказание» своеобразную роль играют сны Раскольникова.

В них представлены как бы этапы освобождения души героя от антигуманной теории:

  1. Тема бездушного мира воплощена в сне о смерти лошади.
  2. Иллюстрацией трагедии безмолвного существа представлена в сне, где герой выступает не только как свидетель трагедии, но и как мучитель.
  3. Сон, в котором воскресает убитая старуха как повторяет “Пиковую даму” Пушкина и символизирует моральное поражение героя.
  4. На каторге Раскольникову снится сон – скрытая цитата из трактата Вольтера о безумии человечества.

Люди, одержимые порочной теорией, превращаются в чудовищ.

Именно этот сон и становится последним штрихом в освобождении главного героя, окончательном пробуждении его души.

Наша презентация

Достоевский как писатель постоянно ищет ответы на глобальные человеческие проблемы, прежде всего он устремляет взгляд в душу человека, пытаясь понять и объяснить происходящее в ней. Его герой углублен в самого себя, мучительно пытается найти выход к другой жизни. Этот выход искал и сам писатель.

Противостояние, изображенное в романе, стало удивительно актуально в ХХ веке. Достоевский как бы заставляет читателя задуматься над тем, что может сделать теория с человеком. ХХ век показал, что люди, подвластные социальной теории, могут быть бесчеловечны. В этом смысле мы можем утверждать, что конфликт «Преступление и наказание» – общечеловеческий.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А. (см. “Наша библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.