Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Раскольников как герой нового типа — альтернатива образу «новых людей», созданному Н.Г.Чернышевским.

ПОбраз главного героя романа Родиона Раскольникова.

1. Детство — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.

» Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске,охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.

2. Герой  — студент юридического факультета (принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира), вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба  главного персонажа романа типична для разночинца.

3. Доброта и благородство — черты, которые особо выделяет писатель в своем герое

( Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу — помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).

4. Главное в романе — теория героя и его отношение к ней, а также других персонажей, автора:

  • содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и толпу, которой не позволено ничего;
  •  причины, побудившие Раскольникова сделать «пробу» (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;
  •  события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка бедности, Петербург Достоевского;
  •  преступление, влекущее за собой другое преступление ( убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):
  •  несоответствие теории душе героя ( композиция романа — большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки

(» Знаешь, Соня… если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»),

он чувствует себя отрезанным от всего мира

  •  выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, — в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).

5. Система образов романа как отражение теории Раскольникова:

  •  образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира ( Мармеладов, Катерина Ивановна);
  •  образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией » все дозволено»;
  •  образы, опровергающие теорию Раскольникова ( Дунечка, Разумихин,Порфирий Петрович, Сонечка Мармеладова).

6. Значение образа Сони Мармеладовой:

  • близость судьбы Сони и Родиона  (оба преступили черту — убийца и блудница),
  •  противостояние этих судеб ( Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения — жертвенность, в основе преступления героя — гордыня);
  •  роль Сони в покаянии Родиона ( судьба Сони, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).

7. Отношение автора к герою — определяется отношением к его античеловечной теории. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом из ада может быть только покаяние.

8. Средства раскрытия характера:

  • портрет

(«Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»);

  •  поступки (помощь другим людям, убийство);
  • описание психического состояния героя (болезнь Родиона, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);
  • сны Раскольникова — отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна — последнее, что пробуждает героя к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.
  •  монологи и диалоги персонажа.
  •  отношения с другими персонажами.

Ш. 

Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности. Образ Раскольникова — прообраз «антигероев» ХХ века — террористов, фашистов, коммунистов — людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Aisulu говорит:

    Как можно скачать?

  2. Уведомление: Сочинение Петербург Достоевского

  3. Уведомление: Реализм романа "Преступление и наказание"

  4. Уведомление: Сюжет и конфликт в романе Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание"

  5. Уведомление: Д.И.Писарев и его критическое наследие

Добавить комментарий