Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников как герой нового типа – это художественная альтернатива Достоевского образу “новых людей”, созданному Н.Г.Чернышевским.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Детство героя

Это – любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.

“Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске,охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку”.

Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.

Герой – студент юридического факультета

Это принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира. Тем не менее, он вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба  главного персонажа романа типична для разночинца.

Доброта и благородство – черты, которые особо выделяет писатель в своем герое.

(Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).

Теория Раскольникова

Главное в романе – теория героя и его отношение к ней, а также других персонажей и автора:

  • содержание теории: разделение всех людей на “право имеющих” и “тварей дрожащих”, т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже “переступить через кровь”, и толпу, которой не позволено ничего;
  •  причины, побудившие Родиона сделать “пробу” (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;
  •  события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка нищеты, Петербург Достоевского;
  •  преступление, влекущее за собой другое преступление (убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):
  •  несоответствие теории душе героя (композиция романа – большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки

“Знаешь, Соня… если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!”,

он чувствует себя отрезанным от всего мира

  •  выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, – в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).

Система образов романа как отражение теории Раскольникова

Образная система романа подчинена законам раскрытия авторского замысла, поэтому ее можно можно представить как структуру образных групп со своим назначением:

  •  образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
  •  образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией “все дозволено”;
  •  образы, опровергающие теорию Раскольникова ( Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Мармеладова).

Значение Сони Мармеладовой для героя

  • близость судьбы Сони и Родиона  (оба преступили черту – убийца и блудница),
  •  противостояние этих судеб (Раскольников, убив старуху и Лизавету, “убил себя”, Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения – жертвенность, в основе преступления героя – гордыня);
  •  роль Сони в покаянии Родиона (судьба героини, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).

Отношение автора к герою

Оно определяется отношением к его античеловечной теории. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом же из ада может быть только покаяние.

Наша презентация

Средства раскрытия характеров в романе «Преступление и наказание»

Художественные средства здесь – это:

  • портрет

“Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”;

  • поступки (помощь другим людям, убийство);
  • описание психического состояния героя (болезнь Родиона, ощущение “отрезанности от всего мира”, нелогичность поступков);
  • сны Раскольникова – отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна – последнее, что пробуждает героя к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.
  •  монологи и диалоги персонажа.
  •  отношения с другими персонажами.

Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности.

Образ Раскольникова – прообраз “антигероев” ХХ века – террористов, фашистов, коммунистов – людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А. (см. “Наша библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.