Конфликт, обозначенный Достоевским в названии романа, раскрывается и в его построении, и в системе образов.
Образная система в «Преступлении и наказании»
В центре романа главный герой – Родион Раскольников и его теория, которая приводит героя к преступлению. Остальные персонажи романа и образуют структуру, которая в той или иной степени отражает их отношение к теории или соотношение с ней.
Раскольников – бывший студент-юрист, человек по своей сути добрый, отзывчивый, о чем говорят многие эпизоды романа:
- отношение к семье Мармеладовых,
- отношение героя к сестре и матери,
- к случаю с пьяной обманутой девочкой на бульваре и многое другое.
Герой, как пишет Достоевский,
“задавлен бедностью”.
В его уме зарождается античеловеческая, с точки зрения автора, теория о делении всех людей на две категории:
“имеющих право на кровь по совести” и “тварей дрожащих”.
В романе названо много причин его преступления, но главная из них – проверить, к какой категории относится сам герой. Раскольников убивает старуху процентщицу (по теории как бесполезную вредную вошь) и тихую, безобидную беременную Лизавету как нечаянного свидетеля.
Образная группа – “жертвы главного героя”
Одна группа образов «Преступление и наказание» – это непосредственные жертвы теории Раскольникова:
- Алена Ивановна, ростовщица,
- ее сестра Лизавета,
- неродившийся ребенок Лизаветы,
- Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать,
- Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном.
Перечень жертв теории Раскольникова доказывает ее антигуманность. Собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя.
Но автор данной группой героев показывает,
что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.
Особенно важно для писателя, что герой убивает ребенка, убив Лизавету, ведь, по мнению Достоевского,
не может быть счастья, основанного даже на одной слезинке невинного ребенка.
Образы униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание»
Это группа – Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы. Эти персонажи подтверждают несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.
Раскольников-теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Эти персонажи появляются только один раз в романе, но их беседа о возможном преступлении
“Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?”
– подтверждает теорию героя, становится еще одной частицей его решения проверить себя.
Герои-двойники Раскольникова
Это Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит:
“… мы одного поля ягоды”.
Не зря же, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи процентщицы, главный герой замечает:
” А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…”.
В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения –
“возлюби прежде всего одного себя”.
Но есть и расхождения.
По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.
У Раскольникова такой выход: его душа не выносит преступления, ему доступне путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.
Группа антагонистов героя
Однако есть в романе образы, которые опровергают эту теорию:
- следователь Порфирий Петрович,
- Разумихин,
- Дунечка Раскольникова
- и, конечно, Сонечка Мармеладова.
Прежде всего, они не укладываются в две категории по теории Родиона. А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя (характер христианского мученика). По его мнению, Родион –
“совсем не такой подлец”.
Подлость, по Порфирию, – это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских.
Но Порфирий – и обличитель героя, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова же – противостояние следователю – дело чести, потому что Порфирий Петрович для него – представитель закона этого преступного по своей сущности мира.
Образ Сони в системе романа
Главным же судьей и спасением центрального персонажа романа становится Соня Мармеладова.
Герой видит в в ней близкого себе человека, так как она тоже преступила закон, но только страшнее, в отношении самой себя. Но Соня, став проституткой, сохранила свою душу, Раскольников же, убив старуху, “себя убил”. Именно встречи с Соней заставляют героя усомниться в своей теории. В основе жизни Мармеладовой – жертвенность и соблюдение христианских заповедей. Именно она, ужасаясь, говорит:
“Это человек-то вошь?”
Только Соня подводит героя к покаянию. Ее любовь и ее жизнь возрождают героя, возвращают его к жизни и людям.
Образ города в «Преступлении и наказании»
И еще один образ играет большую роль в романе. Это образ города – Петербурга. Города, само существование которого ведет человека к убийству. Достоевский не видит прекрасного Петербурга, его столица – это место духоты, грязи, помоев на лестницах, каморок -“шкафов”, “гробов”. Писатель показывает, что именно здесь и могла зародиться теория героя.
Образу Петербурга противопоставлен образ Сибири, ее просторов и природы, образу извращенной человеческой цивилизации, противопоставлен образ “свободы”, где время остановилось, ” точно не прошли еще века Авраама и стад его”.
Наша презентация
Система образов романа “Преступление и наказание” помогает читателю понять и прочувствовать главную мысль Достоевского – мир разочаровался в своих идеалах, он требует изменений, но рассудочные теории, подчиняя себе человека, какие бы благие цели не имели, приводят к краху мира внешнего и внутреннего.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А. (см. “Наша библиотека”)