Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Конфликт, обозначенный Достоевским  в названии романа, раскрывается и в его построении (композиции), и в системе образов.

В центре романа главный герой — Родион Раскольников и его теория, которая приводит героя к преступлению. Остальные образы романа и образуют структуру, которая в той или иной степени отражает их отношение к теории или соотношение с ней.

Раскольников — бывший студент-юрист, человек по своей сути добрый, отзывчивый, о чем говорят многие эпизоды романа: отношение к семье Мармеладовых, отношение героя к сестре и матери, к случаю с пьяной обманутой девочкой на бульваре и многое другое. Герой, как пишет Достоевский,

«задавлен бедностью».

В уме Раскольникова зарождается античеловеческая, с точки зрения автора, теория о делении всех людей на две категории:

«имеющих право на кровь по совести» и «тварей дрожащих».

В романе названо много причин преступления Раскольникова, но главная из них — проверить, к какой категории относится сам герой. Раскольников убивает старуху процентщицу (по теории как бесполезную вредную вошь) и тихую, безобидную беременную Лизавету как нечаянного свидетеля.

Одна группа образов «Преступления и наказания»- это непосредственные жертвы теории Раскольникова: Алена Иванона, ростовщиа, ее сестра Лизавета, неродившийся ребенок Лизаветы, Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать, Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном. Перечень жертв теории Раскольникова доказывает ее антигуманность. Собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя.

Но автор данной группой героев показывает,

что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.

Особенно важно для писателя, что герой убивает ребенка, убив Лизавету, ведь, по мнению Достоевского,

не может быть счастья, основанного даже на одной слезинке невинного ребенка.

Образы униженных и оскорбленных (Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы) подтверждают несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.

Раскольников- теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Эти герои появляются только один раз в романе, но их разговор о возможном преступлении

«Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

— подтверждает теорию героя, становится еще одной частицей решения Раскльникова проверить себя.

Герои-двойники Раскольникова, Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит:

«… мы одного поля ягоды».

Недаром, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи процентщицы, главный герой замечает:

» А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения —

«возлюби прежде всего одного себя».

Но есть и расхождения.

По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.

Раскольников такую возможность имеет: его душа не выносит преступления, для него возможен путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.

Однако есть в романе образы, которые опровергают теорию Раскольникова: следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дунечка Раскольникова и, конечно, Сонечка Мармеладова. Прежде всего эти герои не укладываются в две категории по теории Раскольникова. А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя ( характер христианского мученика). По мнению Порфирия, Раскольников —

«совсем не такой подлец».

Подлость, по Порфирию, — это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских.

Но Порфирий — обличитель Раскольникова, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова — противостояние следователю — дело чести, потому что Порфирий Петрович для него — представитель закона этого преступного по своей сущности мира.

Главным же судьей и спасением Родиона Раскольникова становится Соня Мармеладова.

Герой видит в Соне близкого себе человека, так как Соня тоже преступила закон, но только страшнее, в отношении самой себя. Но Соня, став проституткой, сохранила свою душу, Раскольников же, убив старуху, «себя убил». Именно встречи с Соней заставляют героя усомниться в своей теории. В основе жизни Сонечки — жертвенность и соблюдение христианских заповедей. Именно она, ужасаясь, говорит:

«Это человек-то вошь?»

Именно Соня подводит героя к покаянию. Именно ее любовь и ее жизнь возрождают героя, возвращают его к жизни и людям.

И еще один образ играет большую роль в романе. Это образ города — Петербурга. Города, само существование которого ведет человека к убийству. Достоевский не видит прекрасного Петербурга, его Петербург — город духоты, грязи, помоев на лестницах, каморок -«шкафов», «гробов». Писатель показывает, что именно в этом городе могла зародиться теория героя.

Образу Петербурга противопоставлен образ Сибири, ее просторов и природы, образу извращенной человеческой цивилизации, противопоставлен образ «свободы», где время остановилось, » точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Система образов романа «Преступление и наказание» помогает читателю понять и прочувствовать главную мысль Достоевского — мир разочаровался в своих идеалах, он требует изменений, но рассудочные теории, подчиняя себе человека, какие бы благие цели не имели, приводят к краху мира внешнего и внутреннего.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Уведомление: Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

  2. Уведомление: Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание"

  3. Уведомление: Реализм романа "Преступление и наказание"

  4. Уведомление: Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского

Добавить комментарий