Роль героини Мармеладовой в структуре романа “Преступление и наказание” велика, поскольку посредством этого образа читателю транслируется позиция самого автора – Ф.М.Достоевского.
Раскрывается же данный образ через ряд художественных приемов.
Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
- относительно благополучное детство ( отец чиновник, не пьет, что дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
- неблагополучная юность ( жизнь с мачехой, пьющим отцом, потерявшим работу):
- решение пожертвовать собой во имя семьи.
Характер героини (описание и характеристика):
- жертвенность,
- высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
- религиозность;
- чуткость, доброта;
- беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
Идейное противостояние Сони и Раскольникова
- сходство судеб (по Раскольникову): Родион убивает старуху, Сонечка, став проституткой, – саму себя ;
- несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
- контраст судьбы героев: Родион, убив старуху и Лизавету, “себя убил”; Соня же сохранила свою душу;
- Героиня Мармеладовой – это судья и спасение Раскольникова.
Отношение других персонажей – есть признание высокой нравственности героини, которое выражается:
- в поисках помощи и ее поддержки (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
- в стремлении опорочит ее перед героем (Лужин);
- в стремлении помочь (Свидригайлов).
Роль образа Сони в романе «Преступление и наказание» – это:
- идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям);
- единственный персонаж, который оказывает герою реальную помощь;
- любовь к Соне – возрождение Раскольникова к жизни по законам Евангелия.
Наша презентация
Героиня Сони – любимый персонаж и идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жизнь не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А.