Позиция Ф.М.Достоевского задана самим названием романа – «Преступление и наказание»..
Причем сама композиция произведения определяет отношение автора к названным понятиям, поскольку:
- Лишь одна часть произведения посвящена преступлению,
- А целых пять – наказанию.
Авторская позиция Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Авторское отношение мы видим и при описании событий, действий героев, их поступков, слов, исповедей. Так глубоко близки писателю страдания маленьких людей – “униженных и оскорбленных”.
“Он был задавлен бедностью”,
– скажет он, чтобы объяснить состояние души Раскольникова. Такая же задавленность характерна и для семьи Мармеладова. Трагична судьба самого отца семейства, гибнущего под колесами щегольской коляски, и его жены, Катерины Ивановны, умирающей от чахотки.
Вместе с героем автор-писатель возмущен сценой на бульваре
“Ах, жаль- то как! Совсем еще ребенок. Обманули как раз.”.
Весь мир униженных и оскорбленных вопиет о несправедливости, о необходимости социальных перемен. Авторская позиция здесь ясна.
Отношение Достоевского к теории главного героя
Не менее явно выражена эта позиция и по отношению к теории Раскольникова.
Автор судит героя не по юридическим законам, а по законам нравственным. Всей системой образов Достоевский говорит о том, что деление на “право имеющих” и “тварей дрожащих” неверно, даже пагубно. Ложности теории не выносит и душа героя. Раскольников, убив старуху и Лизавету, “себя убил”. Путь воскресения героя в покаянии, в возвращении к христианским заповедям.
Выбор Родиона, человека доброго, совестливого, сострадающего ближнему, говорит о том, что автор считает: теория может подчинить себе не только плохого человека (по таким же законам живет, например, Свидригайлов), но и человека по сути своей неплохого.
Таким образом, Достоевский открыто заявляет, что рассудочные теории вредны и тем, что они имеют удивительную власть над своим создателем, и тем, что они, как правило, не учитывают многомерность и многообразие жизни.
Соня как проводник авторский идей
Проводником позиции автора в романе «Преступление и наказание» становится Сонечка Мармеладова. Основа ее жизни – жертвенность во имя ближнего и христианское смирение. Близость судьбы героев (она тоже преступила закон, только в отношении самой себя) показывает их различие в нравственном отношении к жизни.
“Это человек-то – вошь?”
– восклицает Сонечка. Достоевский и его героиня уверены, что счастье нельзя построить на страдании других людей.
Только жертвенность и христианские заповеди при любой ситуации сохраняют человека в человеке.
Человек же, обрекший себя на падение в ад, даже преследуя благие цели, оказывается отрезанным от других людей. Так чувствует себя Родион Раскольников не только после убийства, но и на каторге, пока не доходят до него слова Евангелия.
Катастрофичность теории Раскольникова показана Достоевским и в последнем сне героя, где осуществление его теории доведено до вселенских масштабов. Именно сон Раскольникова и Евангелие становятся последней каплей в возрождении героя. Само возрождение Родиона, считает автор, сопряжено с трудностями, почти с подвигом.
” Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…”
Наша презентация
И все же у автора нет готовых рецептов преобразования жизни. Раскрывая сокрытую даже от самого человека сущность его, Достоевский показывает глубины человеческой психики, возможные глубины его падения и возвышения. Писатель ощущает современную ему действительность как кризис человечности, взывающей о возрождении высшего нравственного идеала.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А. (см. “Наша библиотека”)