Позиция автора в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Позиция Ф.М.Достоевского задана самим названием романа — «Преступление и наказание»..

Причем сама композиция произведения определяет отношение автора к названным понятиям, поскольку:

  • Лишь одна часть произведения посвящена преступлению,
  • А целых пять — наказанию.

Авторская позиция Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Авторское отношение мы видим и при описании событий, действий героев, их поступков, слов, исповедей. Так глубоко близки писателю страдания маленьких людей — «униженных и оскорбленных».

«Он был задавлен бедностью»,

— скажет он, чтобы объяснить состояние души Раскольникова. Такая же задавленность характерна и для семьи Мармеладова. Трагична судьба самого отца семейства, гибнущего под колесами щегольской коляски, и его жены, Катерины Ивановны, умирающей от чахотки.
Вместе с героем автор-писатель возмущен сценой на бульваре

«Ах, жаль- то как! Совсем еще ребенок. Обманули как раз.».

Весь мир униженных и оскорбленных вопиет о несправедливости, о необходимости социальных перемен. Авторская позиция здесь ясна.

Отношение Достоевского к теории главного героя

Не менее явно выражена эта позиция и по отношению к теории Раскольникова.

Автор судит героя не по юридическим законам, а по законам нравственным. Всей системой образов Достоевский говорит о том, что деление на «право имеющих» и «тварей дрожащих» неверно, даже пагубно. Ложности теории не выносит и душа героя. Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил». Путь воскресения героя в покаянии, в возвращении к христианским заповедям.

Выбор Родиона, человека доброго, совестливого, сострадающего ближнему, говорит о том, что автор считает: теория может подчинить себе не только плохого человека (по таким же законам живет, например, Свидригайлов), но и человека по сути своей неплохого.

Таким образом, Достоевский открыто заявляет, что рассудочные теории вредны и тем, что они имеют удивительную власть над своим создателем, и тем, что они, как правило, не учитывают многомерность и многообразие жизни.

Соня как проводник авторский идей

Проводником позиции автора в романе «Преступление и наказание» становится Сонечка Мармеладова. Основа ее жизни — жертвенность во имя ближнего и христианское смирение. Близость судьбы героев (она тоже преступила закон, только в отношении самой себя) показывает их различие в нравственном отношении к жизни.

«Это человек-то — вошь?»

— восклицает Сонечка. Достоевский и его героиня уверены, что счастье нельзя построить на страдании других людей.

Только жертвенность и христианские заповеди при любой ситуации сохраняют человека в человеке.

Человек же, обрекший себя на падение в ад, даже преследуя благие цели, оказывается отрезанным от других людей. Так чувствует себя Родион Раскольников не только после убийства, но и на каторге, пока не доходят до него слова Евангелия.

Катастрофичность теории Раскольникова показана Достоевским и в последнем сне героя, где осуществление его теории доведено до вселенских масштабов. Именно сон Раскольникова и Евангелие становятся последней каплей в возрождении героя. Само возрождение Родиона, считает автор, сопряжено с трудностями, почти с подвигом.

» Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

Наша презентация

И все же у автора нет готовых рецептов преобразования жизни. Раскрывая сокрытую даже от самого человека сущность его, Достоевский показывает глубины человеческой психики, возможные глубины его падения и возвышения. Писатель ощущает современную ему действительность как кризис человечности, взывающей о возрождении высшего нравственного идеала.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.