Позиция автора в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Позиция Ф.М.Достоевского задана самим названием романа — «Преступление и наказание».

Причем композиция романа определяет отношение автора к названным понятиям:

  • Одна часть посвящена преступлению,
  • Пять — наказанию.

Авторское отношение мы видим и при описании событий, действий героев, их поступков, слов, исповедей. Так глубоко близки автору страдания маленьких людей — «униженных и оскробленных».

«Он был задавлен бедностью»,

— скажет писатель, чтобы объяснить состояние души Раскольникова. Такая же задавленность характерна и для семьи Мармеладова. Трагична судьба самого отца семейства, гибнущего под колесами щеголькой коляски, и его жены, Катерины Ивановны, умирающей от чахотки. Вместе с героем автор-писатель возмущен сценой на бульваре

«Ах, жаль- то как! Совсем еще ребенок. Обманули как раз.».

Весь мир униженных и оскорбленных вопиет о несправедливости, о необходимости социальных перемен. Авторская позиция здесь ясна.

Не менее явно выражена эта позиция и по отношению к теории Раскольникова.

Автор судит героя не по юридическим законам, а по законам нравственным. Всей системой образов Достоевский говорит о том, что деление на «право имеющих» и «тварей дрожащих» неверно, даже пагубно. Ложность теории не выносит душа героя. Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил». Путь воскресения героя в покаянии, в возвращении к христианским заповедям. Выбор главного героя, человека доброго, совестливого, сострадающего ближнему, говорит о том, что автор считает: теория может подчинить себе не только плохого человека (по таким же законам живет, например, Свидригайлов), но и человека по сути своей неплохого.

Таким образом, Достоевский открыто заявляет, что рассудочные теории вредны и тем, что они имеют удивительную власть над своим создателем, и тем, что они, как правило, не учитывают многомерность и многообразие жизни.

Проводником позиции автора в романе «Преступление и наказание» становится Сонечка Мармеладова. Основа ее жизни — жертвенность во имя ближнего и христианское смирение. Близость судьбы героев ( Сонечка тоже преступила закон, только в отношении самой себя) показывает их различие в нравственном отношении к жизни.

«Это человек-то — вошь?»

— восклицает Сонечка. Достоевский и его героиня уверены, что счастье нельзя построить на страдании других людей.

Только жертвенность и христианские заповеди при любой ситуации сохраняют человека в человеке.

Человек же, обрекший себя на падение в ад, даже преследуя благие цели, оказывается отрезанным от других людей. Так чувствует себя Родион Раскольников не только после убийства, но и на каторге, пока не доходят до него слова Евангелия.

Катастрофичность теории Раскольникова показана Достоевским и в последнем сне героя, где осуществление его теории доведено до вселенских масштабов. Именно сон Раскольникова и Евангелие становятся последней каплей в возрождении героя. Само возрождение героя, считает автор, сопряжено с трудностями, почти с подвигом.

» Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

И все же у автора нет готовых рецептов преобразования жизни. Раскрывая сокрытую даже от самого человека сущность его, Достоевский показывает глубины человеческой психики, возможные глубины его падения и возвышения. Писатель ощущает современную ему действительность как кризис человечности, взывающей о возрождении высшего нравственного идеала.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Позиция автора в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Светлана говорит:

    Произведения Достоевского — это то, что дает читателю ответ на самые сложный и важный вопрос — «по какому пути идти?». Позиция автора ясна, и она отражена в каждом из его произведений.
    «Преступление и наказание» — это торжество христианской, православной веры, в которой одна из основных заповедей гласит «Не убий». Весь ужас существования главного героя не оправдывает совершенного им преступления. Возрождение героя начинается именно с проявления в нем признаков истинной веры.
    В статье, на мой взгляд, уделено недостаточно внимания антиподу Сони Мармеладовой Свидригайлову. Анализ этого образа не менее важен в раскрытии позиции автора.Ведь его жизнь — это другой возможный путь для Раскольникова, а его смерть — это итог этого пути.

  2. Уведомление: Образная система романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

  3. Уведомление: Герой Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского

  4. Уведомление: Темы школьных сочинений - Ф.М.Достоевский

Добавить комментарий