Петербург в романе Достоевского

Тема этого великого города была задана в отечественной литературе ещё Пушкиным. Двуликая российская столица предстаёт в произведениях «Медный всадник» и «Пиковая дама»:

  • могучий и прекрасный Петербург, сотворённый Петром,
  • и город с живущим в нём бедным Евгением, место, своим существованием обращающее жизнь маленького человека в трагедию.

Столь же двулика и гоголевская столица: фантастический город, нередко проявляющий враждебность к человеку и способный сломать его судьбу.

Полон печали и некрасовский взгляд: это место с бездушными парадными и кровавой Сенной площадью.
Но именно Петербург Достоевского играет особую роль в формировании его литературного образа.

Образ Петербурга у Достоевского в романе «Преступление и наказание»

У писателя  – это место:

  • униженных и оскорблённых, где вершатся злодеяния,
  • которое самим существованием способно побудить человека к убийству себя или других.

Место страшных событий

Действия «Преступления и наказания» происходят в трактирах, распивочных, трущобах, закоулках, домах терпимости и полицейских конторах, комнатах-гробах, дворцах-колодцах, на облитых помоями чёрных лестницах, в Канаве и на Сенной.
Судьба героев нередко решается прямо на улице, так столица и становится местом, где гибнут люди.

  • Мармеладов попадает под колёса щегольского экипажа;
  • страдающая чахоткой Катерина Ивановна умирает прямо на улице;
  • на улицу же Соня направляется, чтобы продавать себя;
  • Свидригайлов решает покончить собой перед каланчой;
  • утопленницу обнаруживают в Неве;
  • встреча Раскольникова с обесчещенной девочкой происходит на Конногвардейском бульваре;
  • для всенародного покаяния Раскольников приходит на Сенную;
  • он блуждает улицами Петербурга, и вынашивая убийство, и уже после него.

Прекрасного города  практически нет в описаниях Достоевского. Даже тогда, когда нам встречаются подобное описание, автор непременно возвращается к описаниям места грязного.

«почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость».

Цветовая палитра автора в описаниях романа

Эти городские описания и описания его героев изобилуют жёлтым цветом:

  • в каморке Раскольникова были обои грязно-жёлтого цвета;
  • обои того же цвета в квартире старухи и комнате Сони;
  • кабинеты старухи и Порфирия Петровича обставлены мебелью этого же цвета;
  • ярко-жёлтые дома Петровского острова, лица Раскольникова, старухи и Порфирия тоже желты;
  • вместо паспорта Соне был выдан жёлтый билет.

По убеждению Свидригайлова, этот город – город полусумасшедших, и поэтому подобное нагнетание жёлтого не является случайным, поскольку «жёлтым домом» принято называть сумасшедший дом.

Городские строения в «Преступлении и наказании»

Образ города у Достоевского составляют также и дома с живущими в них людьми. И дома эти представляются ужасными.

«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней».

Эти здания и их помещения  – благодатная почва для теорий, подобных концепции Раскольникова. В них находят свою гибель не только взрослые, но и дети.

Духота и одиночество 

Основные события романа разворачиваются летом. Лето Достоевского не типичное северное лето  – он изображает его жарким и удушающим. Где бы ни находились герои – в квартирах, распивочных, углах или на улицах – везде дыхание их стеснено.

«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Атмосфера удушья превращается в символ места, в котором созревают идеи Раскольникова и совершаются злодеяния.
Петербург у автора – это город одиноких.

«Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!»

– восклицает в отчаянии Мармеладов. Каждый человек здесь пытается уединиться и стремится к уходу от других людей.

«Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу»,

– сообщает о Раскольникове Достоевский.
В эпилоге произведения Достоевский приводит описание природы как антитезу панораме ужасного города.

«С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Подобным образом, противопоставляя петербургскую удушливость свежести сибирского воздуха, Достоевский завершает свой роман.

Наша презентация

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.