Ф.М.Достоевский – мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.
Художественные средства в романе Достоевского в раскрытии характеров
Психологический портрет как выразительность
“Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…. Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”,
” Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. … несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком.”
- Лужин:
” Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый с острожною и брезгливою физиономией… Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он…”
Описание города и интерьеров
Обстановка в городе подчеркивает психическое состояние главного героя:
– “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь… – все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”;
– ” … почему именно во всех больших городах человек… как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость”;
– “Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным”
Интерьер: квартира Раскольникова и других героев – это следствие несправедливости жизнь, так жить нельзя человеку:
- квартира Раскольникова:
” Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желтыми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…”.
- квартира Мармеладова:
“Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху… Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…. Выходило , что Мармеладов помещался в особой комнате,… но его была проходная. Двери в дальнейшие помещения, или клетки, …была приотворена”.
Детали у Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Деталь приобретает символический смысл: желтый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Сонечки, квартире Алены Ивановны (ассоциация – “желтый дом” – сумасшедший дом); топор как символ выбора;
Характеристика героя другими персонажами
- Разумихин о характере Раскольникова:
” … угрюм, мрачен, надменен и горд… мнителен и ипохондрик. …Великодушен и добр. …просто бесчувствен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются”.
Персонажи – двойники: Лужин, Свидригайлов (см. Система образов)
Персонажи – антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович и, главное, Соня Мармеладова.
Сны как отражение души героя и его состояния
- первый сон – нежность и ранимость Раскольникова, обостренное чувство несправедливости;
- последний сон Раскольникова – фантастическое воплощение его теории – отражение борьбы человека и теории.
Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя: перед убийством:
“бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно… и он пошел куда глаза глядят. … начал всматриваться вр все встречающиеся предметы… поминутно впадал в задумчивость… вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом… тотчас забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил”.
Речь героя как средство выражение характера в романе «Преступление и наказание»
“внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов” (М.М.Бахтин)
Символика цифр :
- три дня после убийства Раскольников в бреду,
- три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на девять лет каторги,
- выздоровление его происходит через два года,
- осталось семь лет, которые кажутся семью днями ( семь дней божественного творения).
Ф.М. Достоевский достигает удивительной достоверности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стремления к гармонии.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А.