ХХ век ввел в науку понятие “текст”.
В середине века оказалось очевидным, что люди, общаясь друг с другом, говорят не предложениями, а текстами.
Тогда же произошло возвращение или возрождение риторики как науки. Именно потому, что риторика издавна имела дело с текстами, учила их создавать. По-новому ученые взглянули на проблемы стилистики.
Стилистика и риторика, как мы уже говорили, имеют дело с речью, а речь строится по текстовым законам.
Текст – определение и признаки
“Текст – это завершенное сообщение, имеющее свое содержание и построенное оп определенной модели (схеме) того или иного жанра”.
В этом определении говорится о том, что он создается с определенным коммуникативным намерением и должен быть сообщением (даже текст дневника – это сообщение самому себе или , быть может, потомкам). Текст должен быть обязательно завершен, т.е. иметь начало и конец. Его содержание и форма диктуются тем жанром, в он котором создается (например, школьное сочинение или коммерческое резюме, доклад или бытовой разговор).
Основные признаки текста – это целеустановка, информативность, целостность, завершенность, связность, композиционная оформленность
Каждый текст имеет своего автора, создается им. При создании текста автор руководствуется какой-либо осознанной или неосознанной целью. Он пишется не просто так, а целенаправленно. Например, когда вы пишете сочинение в школе, вполне возможно, вы преследуется разные цели:
1) наиболее полно раскрыть тему или решить все задачи, или
2) получить хорошую оценку, чтобы не ругали родители, или
3) отделаться от учителя, чтобы не получить двойку. (Попробуйте в следующий раз перед сочинением или контрольной определить для себя, зачем, с какой целью вы создаете текста. Может получиться очень неожиданный для вас результат!)
В зависимости от целеустановки получается тот или иной текст. Хорошо осознанная цель помогает создать наиболее удачным для данной ситуации.
Основные понятия риторики
С понятием целеустановки связано одно из ведущих понятий риторики – это пафос.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему
При создании текста автор учитывает и то, для кого он пишется или произносится, т.е. учитывается его адресат.
Этос в риторике
С понятием адресата связано еще одно из ведущих понятий риторики – этос.
Этос – это те условия, которые получатель речи (адресат) предлагает ее создателю.
В зависимости от адресата один и тот же текст может быть воспринят или оценен по-разному. Очень часто абитуриенты не понимают, почему их школьные сочинения оценивали отлично или хорошо, а сочинение на вступительных экзаменах практически за ту же работу можно получить “три” или даже “два”.
Адресат разный и восприятие разное. (Будете поступать в институт, помните об этом!).
В зависимости от адресата и целеустановки автор строит свою речь, выбирая те или иные языковые средства.
Логос в риторике
Языковое воплощение речи связано с понятием логос.
Логос – словесные средства , которые использует автор в данной ситуации при реализации замысла речи.
Создавая текст, автор учитывает взаимосвязь этоса, пафоса, логоса. В той или иной степени уже в античности говорили об этом.
Наша презентация
Так Аристотель, выделяя виды речей (совещательную, судебную и торжественную), говорит о том, что каждая из них имеет свою цель:
- в совещательной речи оратор одобряет или отклоняет те или иные мнения или решения, цель ее – оказать влияние на аудиторию,
- в судебной речи цель оратора – обвинение или защита,
- в торжественной – прославление или осуждение,
а также свою аудиторию – народное собрание, суд или торжество.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А.