Основные понятия риторики – пафос, этос, логос

ХХ век ввел в науку понятие “текст”.

В середине века оказалось очевидным, что люди, общаясь друг с другом, говорят не предложениями, а текстами.

Тогда же произошло возвращение или возрождение риторики как науки. Именно потому, что риторика издавна имела дело с текстами, учила их создавать. По-новому ученые взглянули на проблемы стилистики.

Стилистика и риторика, как мы уже говорили, имеют дело с речью, а речь строится по текстовым законам.

Текст – определение и признаки

“Текст – это завершенное сообщение, имеющее свое содержание и построенное оп определенной модели (схеме) того или иного жанра”.

В этом определении говорится о том, что он создается с определенным коммуникативным намерением и должен быть сообщением (даже текст дневника – это сообщение самому себе или , быть может, потомкам). Текст должен быть обязательно завершен, т.е. иметь начало и конец. Его содержание и форма диктуются тем жанром, в он котором создается (например, школьное сочинение или коммерческое резюме, доклад или бытовой разговор).

Основные признаки текста – это целеустановка, информативность, целостность, завершенность, связность, композиционная оформленность

Каждый текст имеет своего автора, создается им. При создании текста автор руководствуется какой-либо осознанной или неосознанной целью. Он пишется не просто так, а целенаправленно. Например, когда вы пишете сочинение в школе, вполне возможно, вы преследуется разные цели:

1) наиболее полно раскрыть тему или решить все задачи, или

2) получить хорошую оценку, чтобы не ругали родители, или

3) отделаться от учителя, чтобы не получить двойку. (Попробуйте в следующий раз перед сочинением или контрольной определить для себя, зачем, с какой целью вы создаете текста. Может получиться очень неожиданный для вас результат!)

В зависимости от целеустановки получается тот или иной текст. Хорошо осознанная цель помогает создать наиболее удачным для данной ситуации.

Основные понятия риторики

Пафос как понятие риторики

С понятием целеустановки связано одно из ведущих понятий риторики – это пафос.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему

При создании текста автор учитывает и то, для кого он пишется или произносится, т.е. учитывается его адресат.

Этос в риторике

С понятием адресата связано еще одно из ведущих понятий риторики – этос.

Этос – это те условия, которые получатель речи (адресат) предлагает ее создателю.

В зависимости от адресата один и тот же текст может быть воспринят или оценен по-разному. Очень часто абитуриенты не понимают, почему их школьные сочинения оценивали отлично или хорошо, а сочинение на вступительных экзаменах практически за ту же работу можно получить “три” или даже “два”.

Адресат разный и восприятие разное. (Будете поступать в институт, помните об этом!).

В зависимости от адресата и целеустановки автор строит свою речь, выбирая те или иные языковые средства.

Логос в риторике

Языковое воплощение речи связано с понятием логос.

Логос – словесные средства , которые использует автор в данной ситуации при реализации замысла речи.

Создавая текст, автор учитывает взаимосвязь этоса, пафоса, логоса. В той или иной степени уже в античности говорили об этом.

Наша презентация

Так Аристотель, выделяя виды речей (совещательную, судебную и торжественную), говорит о том, что каждая из них имеет свою цель:

  • в совещательной речи оратор одобряет или отклоняет те или иные мнения или решения, цель ее – оказать влияние на аудиторию,
  • в судебной речи цель оратора – обвинение или защита,
  • в торжественной – прославление или осуждение,

а также свою аудиторию  – народное собрание, суд или торжество.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.