Понятия риторики: основные признаки текста

Что такое риторика русского языка?

ХХ век ввел в науку понятие «текст».

В середине века оказалось очевидным, что люди, общаясь друг с другом, говорят не предложениями, а текстами. Тогда же произошло возвращение или возрождение риторики как науки. Именно потому, что риторика издавна имела дело с текстами, учила их создавать.По-новому ученые взглянули на проблемы стилистики.

Стилистика и риторика, как мы уже говорили, имеют дело с речью, а речь строится по текстовым законам. Изучая риторику и стилистику, мы будем учиться создавать тексты.

Что же такое текст?

«Текст — это завершенное сообщение, имеющее свое содержание и построенное оп определенной модели (схеме) того или иного жанра».

В этом определении говорится о том, что текст создается с определенным коммуникативным намерением, он должен быть сообщением (даже текст дневника — это текст-сообщение самому себе или , быть может, потомкам). Текст должен быть обязательно завершен, т.е. иметь начало и конец. Содержание и форма текста диктуются тем жанром, в котором они создаются ( например, школьное сочинение или коммерческое резюме, доклад или бытовой разговор). Текст обладает множеством признаков.

Основные признаки текста это:

 целеустановка, информативность, целостность, завершенность связность, композиционная оформленность.

1.Целеустановка.

Каждый текст имеет своего автора, создается им. При создании текста автор руководствуется какой-либо осознанной или неосознанной целью. Текст пишется не просто так, а целенаправленно. Например, когда вы пишете сочинение в школе, вполне возможно, вы преследуется разные цели:

1) наиболее полно раскрыть тему или решить все задачи, или

2) получить хорошую оценку, чтобы не ругали родители, или

3) отделаться от учителя, чтобы не получить двойку. (Попробуйте в следующий раз перед сочинением или контрольной определить для себя, зачем, с какой целью вы создаете текста. Может получиться очень неожиданный для вас результат!)

В зависимости от целеустановки получается тот или иной текст. Хорошо осознанная цель помогает создать наиболее удачный для данной ситуации текст.

2. Пафос

С понятием целеустановки связано одно из ведущих понятий риторики — пафос.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему

При создании текста автор учитывает и то, для кого текст пишется или произносится, т.е. учитывается адресат текста.

3. Этос

С понятием адресата связано еще одно из ведущих понятий риторики — этос.

Этос — это те условия, которые получатель речи (адресат)предлагает ее создателю.

В зависимости от адресата один и тот же текст может быть воспринят или оценен по-разному. Очень часто абитуриенты не понимают, почему их школьные сочинения оценивали отлично или хорошо, а сочинение на вступительных экзаменах практически за ту же работу можно получить «три» или даже «два». Адресат разный и восприятие разное. (Будете поступать в институт, помните об этом!). В зависимости от адресата и целеустановки автор строит свою речь, выбирая те или иные языковые средства.

3. Логос

Языковое воплощение речи связано с понятием логос.

  Логос — словесные средства , которые использует автор в данной ситуации при реализации замысла речи.

Создавая текст, автор учитывает взаимосвязь этоса, пафоса, логоса. В той или иной степени уже в античности говорили об этом.

Так Аристотель, выделяя виды речей (совещательную, судебную и торжественную), говорит о том, что каждая из них имеет свою цель (в совещательной речи оратор одобряет или отклоняет те или иные мнения или решения, цель ее — оказать влияние на аудиторию, в судебной речи цель оратора — обвинение или защита, в торжественной — прославление или осуждение), свою аудиторию (народное собрание, суд или торжество).

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский язык с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Понятия риторики: основные признаки текста

  1. Уведомление: Разделы классической риторики: диспозиция

  2. Уведомление: Что такое устная и письменная речь

  3. Уведомление: Что такое языковая норма, ее виды и примеры

Добавить комментарий