Информативность текста — типы текстовой информации

Создавая текст, мы участвуем в коммуникативной ситуации — ситуации письменного общения. Она, как и ситуация речевого общения, предполагает обязательное участие хотя бы двух коммуникантов. Мы общаемся для того, чтобы сообщить что-либо друг другу (даже когда мы говорим незнакомому человеку «Какая сегодня погода», мы сообщаем собеседнику не о том, что он и сам знает, а фактически заявляем, что мы хотим с ним говорить, т.е. создаем ситуацию общения).

Итак, каждый текст передает адресату определенную информацию.

Типы информации в тексте

Они бывают разные. То, какую информацию вложит автор в свой текст, зависит от многих вещей:

  • от ситуации общения,
  • от адресата (этос),
  • от цели автора (пафос),
  • от тех слов, которые найдет автор (логос).

Так в отрывке из романа Патрисии Вентворт героиня (Джулия), добиваясь от своего сводного брата Джимми разрешения на то, чтобы муж их сестры Элли поселился с ними, выступает против позиции жены Джимми — Лоис, понимает, что, обвиняя Лоис в корыстных интересах, она ничего не добьется (Джимми ей просто не поверит), и выбирает такую стратегию разговора, которая позволяет решить проблему позитивно.

Рассмотрим, какими могут быть типы информации в тексте.

Фактуальная информация

Это фактическая основа текста, которая сообщает о том, что происходило, происходит или будет происходить.

Даже фантастические произведения, которые основаны на нереальных фактах, все равно обладают фактуальной информацией. Читая, например, роман Р.Толкиена «Властелин колец», мы понимаем, что мир этой книги создан автором, однако следим за событиями, их взаимосвязью, переживаем за героев, воспринимаем факты,заложенные в тексте как достоверные.

Концептуальная информация

Это информация об авторе, не только об его позиции, но и социальном статусе, способе мышления, образованности, психическом состоянии и т.п.

Например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» отношение писателя к роли исторической личности, в частности к Наполеону, проявляется не только в открытой авторской позиции, но и описании портрета Наполеона.

Подтекстовая информация 

Это не содержащаяся явно в тексте информация, заложена во всем тексте и может быть выявлена только при определенных условиях.

Что же это за условия?

  • Первое условие — возрастной опыт. Дети не видят и не чувствуют подтекст, потому что их жизненный опыт еще мал. Например, вспомните сказку К.И.Чуковского «Тараканище«: дети считают это всего лишь сказкой о злом таракане и о том, как все звери его боялись. Взрослый человек может воспринять эту сказку как историю о тоталитаризме (например, времен Сталина).
  • Второе условие — знание времени создания текста, позиции автора, исторического контекста эпохи. Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», когда героиня принимает гостей на бале у Воланда, ей рассказывают, что один из них хотел отравить своего начальника и для этого обрызгал стены его кабинета ядом. Если не знать, что во время бухаринского процесса конца 30-х годов бывший руководитель НКВД Г.Ягода обвинялся в том, что хотел отравить своего начальника Н.Ежова именно таким способом, можно не увидеть в этом месте романа подтекстовую информацию.
  • Третье условие — способность к ассоциативному мышлению, т.е. способность сопоставлять кажущиеся несопоставимыми факты. Иногда такая способность приводила к комическим результатам. Общеизвестно, что в любом обществе существует цензура. Иногда цензоры видят подтекст там, где его нет. Так в советские времена в период Л.И.Брежнева была запрещена радиопередача «КОАПП», так как в ней один из героев, Крокодил, вел записную книжку, которая называлась «Спутник аллигатора». Цензоры увидели в этом пасквиль на советскую власть и ее печатный орган, т.к. существовало такое партийное издание, как «Спутник агитатора».

Презентация по теме

В художественной литературе есть жанр, который предполагает обязательную подтекстовую информацию — это басня. В басне недостатки людей, определенные исторические события передаются аллегорически — через ситуации (чаще всего) из жизни зверей. Смысл басни (своеобразная расшифровка подтекста) раскрывается в такой композиционной части как мораль.

Очевидно, что такой тип информативности наиболее распространен там, где отсутствует  свободы слова.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.