Виды общения: формы, средства и цели

Каковы же разновидности общения?

1. Непосредственное и опосредованное общение

Непосредственным, или прямым, общение является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.

Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.

Отступление от этих условий делает общение опосредованным.

Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственное общение. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — опосредованное общение.

При непосредственном общении огромную роль играют

жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность общения и т.д.

При опосредованном общении (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно

(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).

Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).

Опосредованное общение может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному общению.

2. Вербальное и невербальное общение

Как уже говорилось, при непосредственном общении важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами общения пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.

Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.

Невербальные средства общения используют не только при непосредственном, но и при опосредованном общении:

тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.

Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.

3. Межличностное общение

характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства. К межличностному общению относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений. Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностное общение всегда неофициально

4. Представительское и ролевое общение

В представительском общении участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.

И именно это качество важно при общении (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).

Представительское общение нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевое общение может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть при общении с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).

Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.

5. Групповое общение

это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, общение ведущего и зрителей). Групповое общение связано с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.

Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.

Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.

Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.

К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.

Наша презентация по теме:

6. Общение культур

Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).

На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).

Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири

7. Общение информативной и регулятивной направленности

Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.

Цель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Культура речи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Виды общения: формы, средства и цели

  1. olenka_zp говорит:

    С развитием IT-технологий молодёжь постепенно утрачивает навык непосредственного вербального общения. Психологи отмечают, что современным подросткам уже сложно поддерживать при разговоре зрительный контакт, а эмоции на письме они выражают преимущественно смайлами.

  2. марина говорит:

    спасибо огромное, выручили!

  3. КОля говорит:

    спасибо

  4. Gebora говорит:

    Согласна,непосредственное общение всегда воспринимается лучше. Видишь человека,его жесты, эмоции. Я думаю,что
    очень скоро мы (человечество) перейдем все на такое общение с помощью видеообщения. Это решит проблему дефицита общения подростков, да и у родителей будет меньше проблем. Хотя может это мечты только.

  5. Влад говорит:

    Спасибо)

Добавить комментарий