Акцио как раздел риторики – виды речей

Акцио (произнесение) – пятый, заключительный раздел классической риторики (инвенция, меморио, диспозиция, элокуция),  посвященный непосредственно произнесению речи – устного текста.

Именно после этого этапа становится ясно, удачно ли прошло выступление, хорошо ли оно было подготовлено, возник ли контакт со слушателями, удалось ли автору донести свои мысли до слушателей, удалось ли вызвать у аудитории эмоциональный или интеллектуальный отклик.

Успех самого выступления зависит от многих факторов:

  • от умения выбрать тему,
  • продуманности цели выступления,
  • умения составить план,
  • выстроить композицию,
  • от умелого использования конструктивных приемов и средств выразительности.

Важно учитывать, перед какой аудиторией вы выступаете: ее возрастной состав, интересы, знакома вам аудитория или нет, каково отношение аудитории к выступающему; время выступления, были выступления перед вашим или нет и многое другое. При создании самого устного текста всегда надо думать о том, что уже знают ваши слушатели по данной теме.

Даже верно выстроенное выступление о баскетболе может быть неудачным, потому что то, о чем говорил выступающий, известно каждому. А текст об истории и архитектуре города Владимира, будет наверняка значительно интереснее слушателям, если выступающий в начале речи обратится к ним с вопросом, бывал ли кто-нибудь из присутствующих во Владимире. Тогда оратору легче будет говорить, т.к. он может отобрать материал, неизвестный даже для тех, кто был в этом городе, в то же время, говоря, он может обращаться к тем, кто посещал Владимир за поддержкой.

Еще в начале подготовки выступления автор должен ясно представлять, к какому виду речей будет относиться его текст.

Виды речей в риторике и их цели

  • развлекательные – цель такой речи – развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции, возможно смех,
  • информационные – цель – пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете,
  • агитационные, которые в свою очередь делятся на воодушевляющие – цель – поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик,
  • убеждающие – цель – убедить в своей правоте,
  • призывающие к действию – цельпобудить начать или прекратить какие-либо действия.

Развлекательная речь (в частности, юмористическая) обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни. Она подкупает новизной, необычностью подхода, может быть построена даже на контрасте. В основе такой речи могут лежать привычки, характер, образ мысли людей, взаимоотношения полов и т.д. Выступающий должен обладать чувством юмора, которое обращено не только на других, но и на самого себя. Тогда это подкупает слушателей.

Информационная речь построена на жесткой логике, она должна иметь тщательно подобранные доказательства. Подчеркнутая логика изложения вызывает уважение и внимание аудитории. Особо ценится такая речь тогда, когда слушатели заинтересованы в новой информации и с благодарностью видят, что выступающий дает именно то, что слушателям необходимо, например, для учебы или работы.

Воодушевляющая речь практически не содержит новых для слушателей данных, но, внося ясность в уже знакомую аудитории проблему, оратор вызывает эмоциональный отклик, поднимает настроение людей.

Убеждающая речь основана на фактах и эмоциях. Такая речь возможна, если действительно есть проблема, которую автор решает, на его взгляд, правильно и хотел бы, чтобы его точку зрения разделили другие люди.

При этом следует знать, что автор может и должен использовать не только логические доказательства, но и эмоциональные доказательства, которые, воздействуя на чувства людей, приведут к определенным выводам и результатам. Предметом таких эмоциональных доказательств могут быть всевозможные чувства людей, отношение к детям, патриотизм. Так, в одной книге был приведен такой случай:

два директора двух заводов доказывали, почему именно в их местности должен быть построен новый завод. Оба приводили примерно одинаковые доводы. Но потом один из них сказал, что создание завода оживит город, из которого уезжают люди, даст возможность людям жить там, где они родились. Он нарисовал целую картину возрождения родного края. Само по себе это ничего не добавило к доказательствам, но стало решающим, т.к. затронуло чувства слушателей.

В убеждающей речи не могут быть только негативные факты, но и позитивные — речь должна давать надежду. Необходимо помнить еще одно правило – оратора не должны захлестывать собственные эмоции, они должны быть искренними и естественными – ведь слушатели должны верить оратору и в его эмоциях. Чересчур эмоциональный оратор может вызвать недоверие аудитории.

Призывающая речь основана на эмоциях и фактах. Если вы хотите побудить человека к действию, вы должны очень хорошо знать его. Знание аудитории – залог успеха призывающей речи в эффективности воздействия на слушателей. Надо сказать, что оратору легче выступать перед небезразличной аудиторией, пусть даже и настроенной по отношению у выступающему негативно. Самое сложное – «разбудить» людей, безразличных к теме выступления. Если вы призываете аудиторию пожертвовать чем-либо (например, вниманием, свободным временем), то постарайтесь компенсировать их чувства чем-либо положительным (но не материальной выгодой): чувством выполненного долга, благородства, сознанием правоты, справедливости. Можно, а иногда и нужно изложить и положительные, и отрицательные стороны того, к чему вы хотите подвигнуть аудиторию.

Определившись с тем, речь какого типа вы будете произносить, подумайте, к какому типу ораторов вы относитесь сами.

Наша презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. “Наша Библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.