Меморио (запоминание) – это четвертый раздел традиционной риторики – этап подготовки к произнесению речи.
Он непосредственно связан с устной речью и применяется, когда письменный текст уже написан и прошел все этапы подготовки:
Данный этап имеет существенное практическое значение и требует отработки именно практических навыков в процессе подготовки к произнесению речи. Обычно античные риторы писали свои речи и затем заучивали их наизусть. Однако существовали и другие приемы подготовки к публичному выступлению: они определяли и записывали ключевые блоки, запоминали начала абзацев или основные мысли своей речи.
Основное содержание меморию и заключается в использовании мнемонических приемов (приемов запоминания) при подготовке к публичной речи.
Для того, чтобы освоить этот раздел риторики, необходимо сначала обратиться к понятию “память” и выяснить, как проходят процессы запоминания.
Виды и типы памяти
к видам памяти относят:
- зрительная память;
- слуховая память;
- моторная, или двигательная память;
- логическая память;
- ассоциативная;
Помимо названных видов памяти, можно назвать вкусовую, обонятельную, тактильную и эмоциональную память.
Типы памяти
Непроизвольная память – определена способностью запоминания человеком чего-либо непроизвольно, т.е. процесс запоминания идет сам по себе, и человек не ставит себе цель запомнить что-то.
Произвольная память соответствует задаче человека специально запомнить что-то.
Память бывает кратковременной и долговременной. Вспомните ситуацию, когда вам надо сдавать экзамен, вы усиленно запоминаете материал, но после сдачи успешно забываете выученное два дня назад. Какой вид памяти был задействован вами? Как правило, у человека хорошо развит какой-либо один вид памяти. Вы можете это проверить, проанализировав свой способ подготовки к экзаменам. У каждого он свой: внимательно прочитывать текст или писать шпаргалки (несмотря на то, что вы ими не пользуетесь), или рассказывать материал вслух, или составлять схемы и тезисы для каждого вопроса. Каждый человек обычно пользуется именно тем видом памяти, который у него хорошо развит.
Мнемонические приемы (приемы запоминания)
Но что же делать человеку, если речь написана и ему предстоит выступать публично?
Вот несколько советов:
- Необходима внутренняя установка на запоминание текста.
Выступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;
- Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного.
Лучше и легче усваивается интересный именно для вас материал: зачастую школьнику трудно выучить, например, исторические даты, но как легко он запоминает все, что связано с его любимым певцом или с любимой командой! Постарайтесь настроить себя так, чтобы материал стал для вас по-настоящему интересным.
- Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу.
Попытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоции к своему тексту.
- Качество запоминания улучшается, если текст сформировался через деятельность или в объяснении.
- Продуктивным приемом запоминания текста является репетиция его произнесения.
Готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты (их надо знать твердо), подберите интересные примеры. Если вы, готовясь, используете чужой текст, то постарайтесь “сделать” его своим: не запоминайте средств выразительности и примеры другого автора, лучше подберите свои – это будут ваши эмоции, и они запомнятся лучше.
Рекомендации по подготовке к публичному выступлению
1.Уважайте слушающего, постарайтесь поставить себя на место адресата. Попробуйте оценить свою речь с точки зрения аудитории, насколько она может быть интересна для тех, кому она адресована.
2. При произнесении речи ведите себя естественно, постарайтесь приблизить свою речь к разговорной, легкой для восприятия.
3. Начинайте готовиться к публичному выступлению за несколько дней. Это поможет вам «вжиться» в тему, сделать предмет речи близким и естественным для вас.
4. Готовясь к публичному выступлению, воспользуйтесь приемом репетиции.
Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое. Если вы забыли какой-либо фрагмент речи, не начинайте ее сначала, продолжайте произносить текст, а если пропустили в нем очень важное, лучше вернитесь, обратив внимание слушателей на забытое. «Забывчивость» даже используют в качестве специального риторического приема.
5. Составьте для выступления «шпаргалку», если вы не уверены в себе. Шпаргалка должна быть четко структурированной и соответствовать плану вашего выступления. В ней можно записать опорные слова, фактический материал, трудный для запоминания: даты, цифры, имена и т.п. Не старайтесь делать шпаргалку маленькой, лучше, если она будет написана на стандартных листах. Причем рекомендуем пользоваться ею без стеснения, т.к. ничего предосудительного в использовании шпаргалки во время выступления нет.
6. Готовясь к выступлению, репетируя его, попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в котором будет произнесена речь, акустику зала.
7. Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.
Процесс полного «погружения» в процесс произнесения будущей речи сделает ваше выступление всесторонне продуманным, а потому и естественным.
Такой процесс подготовки к публичному выступлению обеспечит вам безусловный успех.
Наша презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша Библиотека”)