Инвенция как раздел классической риторики

Инвенция в риторике

Инвенция — это первый этап создания письменного и устного текста

Еще в античной риторике были разработаны этапы, правила создания устной и письменной речи. Эти особенности были изучены Аристотелем, Квинтилианом, Цицероном и отражены в их работах.

Основные разделы риторики

Традиционная риторика выделяла пять этапов подготовки оратора:

  1. инвенцию (выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста),
  2. диспозицию ( работа над композицией текста, его планом ),
  3. элокуцию (собственно создание текста, его написание),
  4. меморио (запоминание устного текста)
  5. и акцио (непосредственное произнесение текста оратором).

Многие открытия античных ученых остаются актуальными и сейчас, теория античной риторики уже в нашей время была дополнена работами по стилистике, культуре речи, теории текста, теории коммуникации, психо- и социолингвистике.

Этапы инвенции

Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.

Она включает в себя:

Выбор темы

Он, прежде всего,  зависит:

  • от адресата текста,
  • целей и условий общения (коммуникации).

Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.

Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:

Вопросы автора при выборе темы

  • интересна ли тема для меня ( автора) ?
  • достаточно ли я знаю по этой теме?
  • сумею ли я найти материал для подготовки?
  • будет ли эта тема интересна адресату?
  • какова цель стиля или жанра будущего текста?
  • сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
  • чего я хочу добиться своей работой?

Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую   ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи

Определение жанра

Краткое определение жанра

Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.

Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением   в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть   один из временных моментов  Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке  глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
Работая на этапе инвенции, необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель. Нужно продумать:

  • соответствует ли ваша тема    индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
  • актуальна ли она сегодня,
  • насколько  конкретна,каков процент новизны для адресата
  • какова степень конфликтного  начала.

Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может  и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.

 Ошибки в инвенции

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

Ошибки автора при выборе темы текста

а) выбрана тема, неинтересная для адресата

(Так, неверно была выбрана тема » Строение двигателя автомобиля»,т.к. аудитория в основном состояла из женщин, впоследствии тема была переформулирована — «Что должна знать женщина о строении двигателя машины?»);

б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую  он не может  разрешить

(так выбор темы для доклада в школе » Что ожидает Россию в будущем» неверен, потому что возраст автора выступления не позволит ему ответить на этот вопрос);

в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме

(При ограничении времени, например, 3 минуты неверно выбраны темы » Средневековая архитектура», «Творчество Бернарда Шоу», т.к. время выступления позволит автору или ограничиться общими, всем известными сведениями, или только начать рассмотрение темы, но не закончить его).

Наша презентация об инвенции

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.