Основные разделы классической риторики: инвенция (выбор темы)

Инвенция — это этапы создания письменного и устного текста

Еще в античной риторике были разработаны этапы, правила создания устной и письменной речи. Эти особенности были изучены Аристотелем, Квинтилианом, Цицероном и отражены в их работах.

Традиционная риторика выделяла пять этапов подготовки оратора: инвенцию (выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста), диспозицию ( работа над композицией текста, его планом ), элокуцию (собственно создание текста, его написание), меморио (запоминание устного текста) и акцио (непосредственное произнесение текста оратором).

Многие открытия античных ученых остаются актуальными и сейчас, теория античной риторики уже в нашей время была дополнена работами по стилистике, культуре речи, теории текста, теории коммуникации, психо- и социолингвистике.

Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.

Инвенция включает в себя осмысленный выбор темы, определение ее объема, сбор и накопление материала, отбор фактического материала, работу с источниками.

I Выбор темы

Выбор темы    прежде всего  зависит:

  • от адресата текста,
  • целей и условий общения (коммуникации).

Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.

Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:

  • интересна ли тема для меня ( автора) ?
  • достаточно ли я знаю по этой теме?
  • сумею ли я найти материал для подготовки?
  • будет ли эта тема интересна адресату?
  • какова цель стиля или жанра будущего текста?
  • сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
  • чего я хочу добиться своей работой?

Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую   ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи

Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.

Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением   в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть   один из временных моментов  Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке  глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
При выборе темы необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель.   Нужно продумать:

  • соответствует ли ваша тема    индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
  • актуальна ли она сегодня,
  • насколько  конкретна,каков процент новизны для адресата
  • какова степень конфликтного  начала.

Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может  и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.

II. Ошибки при выборе темы

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

а) выбрана тема, неинтересная для адресата

(Так, неверно была выбрана тема » Строение двигателя автомобиля»,т.к. аудитория в основном состояла из женщин, впоследствии тема была переформулирована — «Что должна знать женщина о строении двигателя машины?»);

б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую  он не может  разрешить

(так выбор темы для доклада в школе » Что ожидает Россию в будущем» неверен, потому что возраст автора выступления не позволит ему ответить на этот вопрос);

в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме

( При ограничении времени, например, 3 минуты неверно выбраны темы » Средневековая архитектура», «Творчество Бернарда Шоу», т.к. время выступления позволит автору или ограничиться общими, всем известными сведениями, или только начать рассмотрение темы, но не закончить его).

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский язык с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Основные разделы классической риторики: инвенция (выбор темы)

  1. Уведомление: Разделы классической риторики: акцио. Виды речей

  2. Уведомление: Что такое стилистика русского языка?

  3. Уведомление: Целостность, связность и завершенность текста

  4. Уведомление: Меморио в риторике. Виды и типы памяти

Добавить комментарий