Разделы риторики: методы сбора информации (инвенция)

Отбор фактического материала: источники, методы, группы материалов

Источниками для отбора фактического материала могут являться как жизненный опыт автора, так и жизненный опыт других людей, зафиксированный в книгах, статьях различного жанра и т.п

  • Материалы первой группы представляют собой различные факты из жизни самого автора.

Обычно эти жизненные ситуации легко воспринимаются адресатом. Однако при их отборе надо всегда помнить о субъективном, авторском восприятии жизненного опыта. Материалом могут служить и наблюдения автора: опыты, произведенные им, и непосредственный анализ событий. Большое значение в отборе материала имеет мир чувств автора и его воображение, способность мысленного создания новых картин, образов, проектов на основе прошлого знания.

  • К материалам второй группы можно отнести работы ученых, художественные тексты, газетные и журнальные публикации, материал радио- и телепередач и т.п.

Материалы этой группы должны обязательно быть даны со ссылкой на источник, в этом сказывается добросовестность автора текста при его подготовке.

Отбор фактического материала определяется содержанием будущего текста

Если это работа лингвистического характера, то обычно в ней используются художественные, научные, публицистические тексты.

Например, описание диалектизмов возможно при анализе текстов писателей- «деревенщиков», которые используют диалектную лексику для создания колорита местности или для речевой характеристики персонажа. Для того, чтобы раскрыть какую-либо литературоведческую тему, нужно отобрать те произведения, в которых она представлена весьма ярко и выразительно. Например, тема «Изображение маленького человека в русской литературе Х1Х века» непременно приведет нас к произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.И.Куприна.

После того, как фактический материал отобран, важно продумать дальнейшие этапы работы с ним.

Осмысливая тему выступления «Использование однородных членов предложения в поэзии М. Цветаевой», можно выписать на отдельные карточки примеры использования этих синтаксических конструкций в лирике поэта, а затем провести их анализ и разделить на группы (например, синонимы в качестве однородных членов, антонимы… и т.п.)

Сбор и накопление научной информации происходит с помощью статей, книг, сборников трудов и т.п.

При этом прежде всего выделяется первичный круг авторов, которые работали над этой темой. Обычно в этом начинающему помогает руководитель (учитель). Затем, читая каждую работу, следует отмечать ссылки на труды других авторов, которые, с точки зрения пишущего или готовящего устное выступление, интересны автору, слушателю или читателю и дополняют уже известные по теме факты. Большую помощь в работе над текстом оказывает работа с каталогами библиотек: в каждой библиотеке есть предметный каталог, в котором можно найти перечень книг, необходимых при подготовке к той или иной теме.

Важно, работая с источниками, отобрать главное и в сжатом виде зафиксировать необходимый материал в конспектах, выписках, карточках и т.п.

Методы сбора информации пока единой системы фиксирования полученных научных данных не имеют, каждый выбирает для себя наиболее удобную форму. Один делает выписки на карточках, другой заносит данные в компьютер. При этом степень переработки материала может быть различна: можно записать просто изложение чужих мыслей своими словами, можно использовать дословные записи.

Не забывайте обязательно отмечать цитаты кавычками, чтобы потом случайно не выдать чужие мысли за свои.

При работе с научными текстами важно уметь выделить в большом объеме текста то, что необходимо конкретно вам.

Особое внимание при этом следует уделять таким частям научной работы, как предисловие, введение, оглавление, заключение, так как в этих частях в концентрированном виде представлено содержание и основные выводы работы.

Немаловажным моментом в научной работе является список использованной литературы. Он оформляется по существующему стандарту. Весьма удобно выписывать библиографические данные на карточки или заносить их в память компьютера, чтобы потом было легко расположить их по алфавиту и переписать в конце работы.

Данные источника лучше всего сразу оформлять в соответствии с правилами:

1. Список литературы составляется по алфавиту;

2. Фамилия автора, его инициалы;

3. Название работы пишется без кавычек;

4. Ставится точка, тире и указывается место издания (после него ставится двоеточие);

5. Издательство и год издания произведения.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский язык с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий