Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.
Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.
Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, им разработанная, вошла в практику позднейшей риторики.
Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.
1. Обращение. Его цель – привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.
2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.
3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).
4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.
5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.
6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.
7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудитории. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.
8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.
Так или иначе, композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, с устных текстов перешла на письменные и в какой-то степени вошла в практику многих жанров публицистических, научных, художественных текстов.
Более известны в школьной практике такие основные ее части, как вступление (зачин) – основная часть – заключение (концовка)
Типовая композиция текста по Квинтилиану предполагала последовательное изложение материала речи. Однако одним таким видом построение текстов не ограничивается.
Типы композиции текста
- линейная композиция представляет собой последовательное изложение фактов и событий и обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет);
- ступенчатая – предполагает акцентированный переход от одного положения к другому ( лекция, доклад),
- концентрическая композиция – дает автору возможность перейти от одного
положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип строения способствует хорошему усвоению текста;
- параллельная – основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинений, темы которых –
“Чацкий и Молчалин”, «Онегин и Ленский», “Сестры Ларины”
- дискретная – предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий. Этот сложный тип организации характерен для художественных текстов. (Например, такое решение часто лежит в основе детективов);
- кольцевая композиция– содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип строение дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.
Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам “И повторится все как встарь” в концовке текста.);
- контрастная – основана на резком противопоставлении двух частей текста.
Жанровые виды композиции
В зависимости от жанра текста она может быть:
- жесткой – обязательной для всех текстов жанра (справки, информационные заметки, заявления, докладные записки);
- вариативной – примерный порядок расположения частей текста известен, но автор имеет возможность варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо);
- нежесткой – предполагающей достаточную свободу автора, при том, что он ориентируется на существующие образцы жанра, (рассказ, очерк, сочинение);
В текстах:
- построенных на основе логического объединения элементов, используется линейная, ступенчатая, параллельная, концентрическая композиция,
- в художественных текстах ее организация чаще более сложная – она по-своему выстраивает время и пространство художественного произведения.
Наша краткая презентация по этой теме
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша Библиотека”)