Композиция текста — структура, типы, особенности

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, разработанная Квинтилианом вошла в практику позднейшей риторики.

Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.

1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.

2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.

3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).

4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.

5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.

6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.

7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудиториии. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.

8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.

Так или иначе композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, с устных текстов перешла на письменные и в какой-то степени вошла в практику многих жанров публицистических, научных, художественных текстов.

Более известны в школьной практике такие основные части композиции, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка)

Типовая композиция текста , предложенная Квинтилианом, предполагала последовательное изложение материала речи. Однако таким типом построение текстов не ограничивается.

Типы композиции текста

  •  линейная композиция представляет собой последовательное изложение фактов и событий и обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет);
  • ступенчатая композиция — предполагает акцентированный переход от одного положения к другому ( лекция, доклад),
  • концентрическая композиция — дает автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип строения способствует хорошему усвоению текста;
  • параллельная — основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинений, темы которых   —

«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»

  • дискретная композиция- предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий. Этот сложный тип организации характерен для художественных текстов. (Например, такое решение часто лежит в основе детективов);
  • кольцевая  композиция– содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип строение дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.);

  • контрастная — основана на резком противопоставлении двух частей текста.

Жанровые виды композиции

В зависимости от жанра текста она может быть:

  • жесткой — обязательной для всех текстов жанра (справки, информационные заметки, заявления, докладные записки);
  • вариативной — примерный порядок расположения частей текста известен, но автор имеет возможность варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо);
  • нежесткой — предполагающей достаточную свободу автора, при том, что он ориентируется на существующие образцы жанра, (рассказ, очерк, сочинение);

Наша краткая презентация по этой теме

В текстах:

  • построенных на основе логического объединения элементов, используется линейная, ступенчатая, параллельная, концентрическая композиция,
  • в художественных текстах ее организация чаще более сложная — она по-своему выстраивает время и пространство художественного произведения.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Композиция текста — структура, типы, особенности

  1. Маша говорит:

    У меня в школе были проблемы с русским языком, этот предмет у меня всегда хромал, но пришло время, когда он мне реально понадобился по работе, теперь изучаю способы построения текста тут, а тем самым наверстываю школьную программу.

  2. ShevLora говорит:

    Когда начала читать 8 частей композиции, вспомнила школу — как составляли план сочинения. В силу своей деятельности, мне часто приходится выступать перед аудиториями. Учитывая, что монолог быстро надоедает, приходится составлять текст таким образом, чтоб успеть всё сказать за 15 минут, но тогда что-то обязательно упускаешь! Прочла статью и поняла — вот он выход! Нужно составлять план своей речи на бумаге, а не писать текст! Как же я сама не додумалась-то? Ведь в школе у меня с составлением плана никогда проблем не было!!! Спасибо автору за подзатыльник!

  3. AlyaKot говорит:

    Увы и ах, но техника грамотной подготовки выступления, к коей можно смело отнести риторику, остается многими недооцененной. В первый раз почувствовала на себе всю пользу это самого «римского учения» еще на первом курсе, когда приходилось с нуля учиться привлекать внимание студенческой аудитории, которой, в сущности, плевать, что там у тебя за доклад. Но вот однажды мне повезло готовить реферат на тему «Удержание внимание». И тут начали случаться настоящие чудеса- меня стали слушать!Хотя, добираясь до седьмого компонента композиции- воззвания- иногда теряешь силы и пропускаешь его, стремясь поскорее закончить. А очень зря. Скажу по своему опыту, возбудить напоследок внимание слушателей- гарантия ясной и сильной концовки. Так что всем советую работать, согласно этим магическим восьми пунктам.