Реализм А.П.Чехова

 Первые рассказы А.П.Чехова появились спустя два года после публикации «Анны Карениной» и одновременно с последним романом Достоевского «Братья Карамазовы».

Проза и драма этого писателя стали достойным завершением реалистической эпохи русской литературы ХХ века

         Реализм Чехова, конечно, связан с понятием типичного.  Социальная обстановка, описанная им, характеры, созданные автором, с удивительной точностью воспроизводят историческую обстановку в стране в конце ХХ века. Прежде всего следует отметить, что в рассказах писателя нет

  • ни исторических лиц,
  • ни особых исторических событий,
  • ни общественных движений,

но есть особая неповторимая чеховская обстановка реальности обыденной жизни. Герои его рассказов — интеллигенты, мещане, крестьяне и создают эту неповторимую атмосферу. Герои Чехова типичны и обыденны: налет обыденности характерен:

  • и для героя рассказа «Моя жизнь», бросившего дом отца-архитектора и ставшего маляром,
  • и для любви героев «Дамы с собачкой»,
  • и для профессора из » Скучной истории».

Сами названия рассказов создают определенный тип. Вспомним, например, «Человека в футляре».

Но в то же время каждый из героев человеческих рассказов индивидуален, неповторим, как неповторима и та обстановка, которая их окружает, и те мысли, которые их мучают. Так герой «Дамы с собачкой» вдруг ощущает, что происшедшее с ним в Ялте по-новому осветило его жизнь. Но когда он вдруг неожиданно для себя говорит о своей любви приятелю

(«Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!»),

тот, не расслышав, бросает:

» А давеча вы были правы: осетрина-то с душком.»

Контраст состояния героя  и его прежней обыденной жизни и создает индивидуальность ситуации и характера героя. Гуров именно в этот момент смог осознать чувство любви к Анне Сергеевне, с другим человеком это могло произойти совершенно иначе.

Современники Чехова писали:

«… он ничего не прибавляет от себя «( А.Богданович, критик),

«никогда ничего не выдумывает от себя»( Горький),

«точно ты не писатель, а сама природа» ( А.Южин, артист).

Тем самым они  отмечали присущую писателю объективность повествования. У Чехова нет видимого отношения к героям — любимым и нелюбимым, как у Толстого и Достоевского. Но нельзя говорить о том, что у автора нет определенной позиции, нет отношения к тому, что он изображает.

Чехов всю свою жизнь писателя и гражданина понимал как служение справедливости. Его герои живут в пошлости, которая ненавистна писателю, но сами герои не осуждены создателем, как не осуждает писатель Беликова, хотя сама «беликовщина» ему отвратительна.

         Чехов показывает обыденность жизни, подчас с отвращением говорит о современной ему России. Его рассказы неоднозначны.

Вот, например, судьба Дмитрия Старцева («Ионыч»). С одной стороны, история о том, как молодой человек, обуреваемый стремлением служения людям, врач, приезжает в провинциальный город Н., и постепенно становится похожим на идола, и из Дмитрия Старцева получается Ионыч, пересчитывающий деньги, покупающий дома в городе, кричащий на больных. Среда заела, именно среда виновата в таком страшном преображении, жизнь, повседневность оказывают губительное влияние на некогда искреннего и благородного человека. Но, с другой стороны, в самом характере героя писатель видит будущего Ионыча, показывая, как нравится герою считать полученные за день деньги, как постепенно становится привычной фразой «Сколько хлопот однако».

В. Набоков считал, что главная мысль, которую внушают читателю  герои чеховских рассказов ( хорошие и плохие) — в том,

что пока в России отсутствует настоящая нравственная, духовная и физическая культура, усилия благороднейших интеллигентов, строящих мосты и школы рядом с вечной распивочной, будут тщетными.

Но усилия эти необходимы, как необходимо

каждому человеку по капельке выдавливать из себя раба.

Именно философия раба отвратительна  Чехову. Он смеется над ней, иронизирует как, например, в рассказе » Толстый и тонкий».

Общеизвестно, что этот автор — мастер малой формы — рассказа. Недаром именно ему принадлежит афоризм

«Краткость — сестра таланта».

Композиция ранних рассказов Чехова строится по принципу контраста: противопоставления ожидаемого и ничтожного результата («Толстый и тонкий», «Налим», «Злоумышленник»).

Произведение может строиться и по традиционной схеме как рассказ в рассказе ( » Крыжовник», «Человек в футляре»).  Но всегда рассказ строится самым естественным, так, как рассказывают о чем-то главном и важном, не отвлекаясь и слегка приглушенным голосом ( «Дама с собачкой», «Черный монах»).

При этом деталь в произведениях Чехова играет роль не композиционную, а характеризующую: именно деталь создает колорит рассказа.

Например, в «Даме с собачкой» в сцене, когда Гуров и Анна Сергеевна встречаются в театре, но могут говорить только, идя вверх и вниз по лестницам и переходам, на одной из площадок курят двое гимназистов. Традиционно эту деталь можно было бы использовать для развития сюжета ( подслушанный разговор, сплетни, осложнение отношений), но автор лишь замечает вместе с героями этих гимназистов и больше ничего. Особенностью композиции чеховской прозы являются открытые концы:

Герои понимают, что дальше жить так, как живут они, невозможно, но, как изменить эту жизнь, не знают.

Точная глубокая характеристика достигается автором отбором и распределением незначительных, но поразительных деталей.

«В любом описании деталь подобрана так, чтобы залить светом все действие»  ( В.Набоков).

Проза Чехова чрезвычайно проста, она лишена словесных изысков, в то же время в описании героев сочетается драматизм и ирония ( например, в «Душечке»). Писателя также называют мастером подтекста, он был одним из первых, кто доверил подтексту роль передачи конкретного смысла. В поразительном рассказе Чехова » В овраге» есть  образ мошенника-мужа, который присылает жене письма написанные красивым почерком. Это пишет Его друг. Но когда муж попадает на каторгу, оттуда приходят письма, написанные тем же почерком. Значит, этот друг тоже мошенник и тоже отбывает наказание.

Чехов обогатил русскую литературу панорамой обыденной жизни, показал нам бесконечно смешную и грустную Россию, великую страну, которую невозможно не любить и на светлое будущее которой невозможно не надеяться.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Реализм А.П.Чехова

  1. Irina говорит:

    Препарировано отлично. Пятерка! Настоящий анатомический театр: руки, ноги, голова и т.д, и т.п.,- вроде все принадлежит человеку, но это уже не человек. Много уже написано критических исследований творческого наследия Антона Павловича, Но, по-моему, из всей этой массы, только два автора отметили то, что является основной «тональностью» его прозы. Безнадежно грустен доктор Чехов. И выхода из этой безнадежности он не видит, да и искать не хочет.

  2. Уведомление: Реализм в литературе Серебряного века

  3. Уведомление: А.П.Чехов - темы сочинений

  4. Уведомление: Реализм в творчестве И.А.Бунина

Добавить комментарий