Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад» А.П.Чехова

Для того, чтобы правильно разобраться с жанровыми особенностями пьесы Чехова «Вишневый сад», определимся с понятием собственно комедийного жанра. И того, что в его пониманием привнес драматург-новатор Чехов.

Комедия — один из основных видов драмы, котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим.

Различают:

  • комедию положений (в основе хитроумная интрига)
  • и комедию характеров (в основе осмеяние какой-либо человеческой черты — скупости, грубости и т.п.).

По характеру смеха комедии бывают

  • сатирические (в основе осмеяние социальных пороков общества),
  • комедии, сочетающие сатиру, комизм, серьезное, трогательное;
  • романтические или лирические комедии ( в основе любовные недоразумения),
  • трагикомедии (смех в такой комедии пронизан сознанием несовершенства жизни и человека).

В комедии есть свои амплуа: например, герой-любовник, резонер (герой, устами которого говорит автор), комическая старуха или старик, слуга-плут и т.д. Но эти амплуа в основном характерны для классической комедии.

Особенности чеховской драматургии

О драматургии А.П.Чехова говорят: «Театр Чехова», — потому что его произведения для сцены были настолько своеобразны, что зритель, привыкший к классическим пьесам, не мог даже воспринимать эти пьесы.

Владимир Набоков писал:

» Его (Чехова) заслуга в том, что он нашел верный путь из темницы причинно-следственных связей и разорвал путы, сковывающие пленников искусства драмы».

Можно сказать, что автор как драматург разрушил основы старой драматической школы и создал возможности для развития драматургии в ХХ веке.

Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад»

Начиная писать эту пьесу, Чехов определял ее как фарс. Об образе Раневской он говорил своей жене:

«Пишу для тебя комическую старуху».

Однако ни зрители, ни читатели не воспринимают образ Раневской как образ традиционной комической старухи, да и старухой эту героиню не считают.

В пьесе нет четкого деления на положительных и отрицательных персонажей. Смеясь над одним из своих героев, автор в то же время сочувствует ему. Так смешон постаревший барин Гаев, он произносит выспренные речи перед шкафом, все время не к месту вставляет биллиардные словечки, но он и трогателен в любви к сестре и племяннице, он трогателен в своей беспомощности. Пожалуй, всех персонажей в этой комедии можно назвать недотепами.

Пристальное внимание драматурга направлено на будничную жизнь героев. Самые существенные для сюжета события (продажа вишневого сада) происходят за сценой.

Сюжет, композиция как повод для новаторского отображения конфликта

Сюжет и композиция носят чисто организующий характер. Конфликты, возникающие между героями, также второстепенны. Так не обострен конфликт между Раневской, Гаевым и Лопахиным из-за продажи вишневого сада. Герои ничего и не делают, чтобы спасти вишневый сад, только говорят об этом. А Лопахин же просто не может упустить выгодную покупку. Таким образом, события развиваются закономерно и обусловлены характером героев, но не они содержат в себе основной конфликт.

Основной конфликт — в душах героев, в несоответствии мечты о счастливой жизни реальной нескладной, несчастливой. Эту неустроенность сегодняшней жизни ощущают все герои:

  • Лопахин не становится счастливей от того, что купил вишневый сад;
  • Раневская и Гаев по-своему несчастны и в то же время испытывают облегчение от того, что сад продан;
  • Петя и Аня только мечтают о счастливой жизни, но это не значит, что эта жизнь действительно будет счастливой.

Особенности конфликта сказываются на характерах героев. Герои пьесы выявляют себя не в поступках, а в переживаниях. Герои «Вишневого сада» не проявляют себя не только в действии, но и слове.

Чехов как мастер художественных полунамеков — роль подтекста

Его герои как бы произносят слова обыденные, но за этими словами скрываются внутренние переживания. Таким образом, создается так называемое «подводное течение» в пьесах Чехова, подтекст. Простые фразы «Епиходов идет», «Солнце село» скрывают внутреннее напряжение героев, их неустроенность.

Лиричность пьесы, ее внутренняя мелодичность, спаянность душевных переживаний героев также создают ее своеобразие.

Комическое в пьесе усиливается тем, что каждый из главных героев имеет как бы своего двойника — героя второстепенного:

  • судьба Раневской перекликается с судьбой Шарлотты,
  • аристократичность Гаева и его презрение к Лопахину и в то же время его недотепость повторяются в Яше и Епиходове, отражается в Епиходове и Петя Трофимов.

Лиричность комедии — в мечте о новой России, России счастливой, новой. Вся пьеса проникнута этим ожиданием перемен, нового, что и создает неповторимый лиризм действия.

В пьесах Чехова нет внешне ярких эффектов. Недаром он сам говорил, что

«в пьесе нет ни одного выстрела».

Но звуковое оформление пьесы все же создает эффект сопереживания с тем, что происходит в жизни, а скорее в настроении переживаниях героев.

Это, например,

«звук лопнувшей струны, замирающий и печальный».

Чехов разрушает принципы построения классической комедии, находит новые драматические средства, которые позволяют не только раскрыть поставленные проблемы, но и показать внутренний мир героев, психологию их переживаний.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад» А.П.Чехова

  1. Екатерина говорит:

    Все правильно, я так и говорила своему 11-Б: жанр — это загадка автора.
    Чехов искренне хотел, чтобы было смешно, но смешно никому не было. Может, оттого, что писал пьесу он уже умирая. А может, оттого, что предвидел — люди не умеют делать выводы, и повторяют одни и те же ошибки. Настала эпоха Раневских и Гаевых.