Литература как форма самосознания — литературоцентризм культуры

Ко времени своего расцвета в 19 веке русская литература (так же, как и философия России) становится одной из главных форм национального самосознания.

Выход на такой значимый интеллектуально-нравственный пик был обусловлен всей историей отечественной литературной и философской мысли, а в обозначенный период взлета для нашей литературы были характерны черты:

  • Отрицательного позиционирования по отношению к официальной государственности (формулировка «народности»)
  • Проповеднической тенденции
  • Служебной роли при господстве идеи освобождения
  • Идеализации общинного строя и мужика

Роль русской литературы в культурном и общественном развитии

 Государственное служение литературы при Петре I

На столь существенную роль в жизни и самосознании всего общества России литература начала выходить со времен Петра. После ощутимых и значимых побед и успехов 18 века, по словам В.Ключевского, у русского народа появился повод почувствовать себя едва ли не первыми среди европейских народов.

Тогда же в задачах писателей оформляется тема жизни страны и служения ей, оправдание воли монарха. Литература «поступает» таким образом на определенную службу, становясь придворным служащим государства.

При этом, правда, художники слова не отрываются особенно от прежних традиций и форм.

Екатерининская эпоха и литературное творчество

С уходом первого русского императора роль собственно литературы резко изменяется. Она становится уже «полноправным придворным», работая исключительно в подражательном направлении, окрыляясь только задачами  лести и красотой форм. Существует сравнение литературного творчества периода Екатерины с «работой» верблюда, который тащит на себе чужой груз. Это относилось ко всему в деятельности тогдашних писателей – от языка их произведений до тематик – литература полностью перешла на подражательство, нисколько не озадачиваясь ни творением своего национального «слога», ни современной ей проблематикой.

Однако отметим, что это был период Русского Просвещения, поэтому большие писатели России, меж тем, не оставляли надежд и попыток «И истину царям с улыбкой говорить» (Г.Державин)

Уже Карамзин, разбираясь в особенностях русской литературы того времени, охарактеризовал большой разрыв между существовавшими литературными традициями «древних» и новыми тенденциями екатерининского «художественного слова». Историк отмечал, что на таких путях достойно находится лишь ученику, который постигает свое ремесло, а писателям, стремящимся к самобытности и национальной актуальности, таким способом никак не взойти к этим целям. Меж тем, Карамзин уверен, что русская литература, двигаясь средствами «своего века», выйдет на необходимый стране и обществу уровень, участвуя в общемировом развитии культуры уже не как слабый ученик.

Романтизм и новые задачи русской литературы

Когда на общественном горизонте оформляются очертания освободительных идей (поначалу общества, затем и человека), роль русской литературы кардинально преобразуется. Сложные условия преследования взывают к росту собственных моральных нормативов, появляются интонации подвижничества, жертвенности и даже мученичества за эти новые гуманистические идеи.

Так, внимание к нуждам и чувствам человека и его «приватной» жизни выливается в целое отдельное сентиментальное направление.

А уже эпоха радикальных социально-политических переустройств Европы подключает к сентиментализму могучий духовный стимул романтизма.

После революционных катаклизмов во Франции тема человека как личности возводится по значению в статус почти «божественного» творца действительности во всем – в политике, культуре и т.д.

«Верховодят» этими преобразованиями идеи немецкой философии, в эпицентре духовных поисков – романтическое понимание мира и человека (Шеллинг, Фихте), а именно:

  • Борьба с авторитетами
  • Признание изменяемости мира
  • Ломка миропредставления и понимания человека в искусстве
  • Роль гения и творчества и т.д.

Задачей литературы становится создание нового сильного человека, ее темой – описание его сильных страстей и поисков, содержанием – полная свобода духовных устремлений.

Писателю, равно как и иному творцу, должно заниматься исключительно свободным творчеством, воодушевляясь как реальной жизнью, так и минувшей историей и даже потусторонностью.

Такой подход к смысловой наполненности произведений раздвигал как сами границы искусства, так и возможности понимания личности. Художник (а значит, и писатель) становился пророком, жрецом. Иным словами, само творчество созидало из них новое, уже «светское духовенство», которое должно реализовывать те же почти религиозные функции, что и жречество в древности.

Эти романтические идеи наложились в России на небывалый подъем патриотизма и свободы, захлестнувший страну после 1812 года. В русской литературе это отразилось поначалу в явлении свободолюбия декабристов, Пушкина, а затем предстало как коренной перелом 1820-1840 гг.

«Взойдя на дрожжах» Запада, отечественная литературная мысль быстро проходит школу освоения своего национального пути, выдвинув в качестве основных темы и задачи:

  • отделения государства от личности
  • создания национальной литературы
  • формирования русского самосознания

Так, уже к переломному периоду, обозначенному Белинским как 20-40-е гг. 19 века, литература России формируется как самобытный феномен, могущий преобладать и уже влияющий на общеевропейскую мысль и литературы Старого Света.

Для самого же литературного творчества нашей страны указанного периода важнейшими становятся функции осмысления и оформления:

  • Мировоззренческие
  • Методологические
  • Общественно-исторические

По мнению советского исследователя литературы В.Кожинова, русские писатели, начиная с Пушкина, реализовывали в свое время задачи, которые в Европе решались в период Ренессанса:

  • Создавался национальный язык и стиль литературы
  • Оформлялось отечественное самосознание
  • Осмыслялась народная жизнь
  • Утверждался и закреплялся в литературе статус суверенности человеческой личности

Литература и философия России как две формы отечественного самосознания

Меж тем, русская литература, став в 19 веке носительницей и выразительницей ценностей и общественных идеалов, обнаружила свое содержательное единство и с русской философской мыслью. Национальная философия, занимающаяся задачами мировоззрения, существенно влияла на все искусство страны, поднимая его интеллектуальный уровень, а искусство (и литература, конечно же) становилось, в свою очередь, распространителем идей самой философии. Но уже с 19 века  национальная литература России начинает воздействовать на интеллектуальный труд мыслителей, предоставляя  им новые возможности выражения посредством своих художественных форм, поэтических образов и т.д.

Такая двухсторонняя связь этих форм познания оказалась весьма благоприятной и для российского общества, и впоследствии для становления самобытного феномена русской религиозной философии с конца 19 века.

Общность русской литературы и теоретической философской мысли, разумеется, в основном базировалась на главном их принципе – рефлексии как способе самого процесса творчества.

Различия можно было отследить лишь в следующем:

  • В литературе – предметом был филологический факт, и, как следствие, писатель шел по пути конкретики и экстенсивности
  • В философии – это уже факт философский, значит, действовали обобщение и абстракция.

Литературоцентризм отечественной культуры

Русский критик Белинский, серьезно занимавшийся проблемами отечественной литературной школы, выразил даже такую мысль, что художественное произведение, по сути, имеет такое же содержание, что и трактат по философии. Без глубокой содержательной наполненности, по словам Гейне, невозможна и подлинная художественность произведения.

Таким образом, 19 столетие явилось целым периодом отечественной истории, когда активно происходила «философизация» нашей классической художественной литературной школы.

По мысли же Белинского, литература вообще должна была стать формой национального духовного действования с целями реального преобразования всего общества. Роль русского литературного слова снова меняется, теперь это не просто разновидность просвещенного времяпрепровождения, но в главную очередь – распространение и развитие всей отечественной культуры.

Так, уже к середине 19 века литература в России:

  • Повышает свой статус (моральный и социальный)
  • Претендует на роль пророка
  • Обращается к философским вопросам – смысл самого бытия и жизни человека и т.д.
  • Вступает на пути богоискательства
  • Оказывает влияние на развитие всей гуманитарной мысли в стране – критика, журналистика, эстетика и т.д.

Наша презентация темы:

Именно с этого периода стало возможным говорить об такой общей тенденции русской культуры как ее литературоцентричность, которая, в свою очередь, была вызвана к жизни национальной потребностью собственного осознания, необходимостью изменений в миропонимании и мышлении, требованием общенародного единения в стране.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.