Каноном понимания труда поэта в русской литературе являются строки Пушкина из его произведения «Пророк». Метафорическое обозначение миссии поэта как служения, обозначенное Александром Сергеевичем в нем, стало своеобразной эстетической декларацией и даже манифестом, поддержанными в дальнейшем как в классической, так и в постклассической литературе России.
Поэт как пророк
Пушкин озвучил здесь как основную тему высочайшей ответственности художника слова, которая, между прочим, понималась как божественная задача, т.е. функция, которая возлагается на поэта Всевышним.
“И бога глас ко мне воззвал”
Не открещивается от такого понимания и поэт Советов Маяковский, значительно расширяя это пушкинское кредо до уже мировых задач, то есть сообразно новым условиям новой истории.
Правда, у самого Владимира Владимировича, по словам К.Петросова, его лирический герой не провозглашает избранническое возвышение пиита над толпой, не исповедует трагизм одиночества и жертвенный подвиг. Однако Маяковский утверждает высокую самоценность самого слова поэта и его причастность ко всему новому, к преображению общества.
“Я
полпред стиха –”
Пророк как божественный миссионер понимался и М.Лермонтовым. Но здесь поэтический труд большей частью воспринимался как трагическая судьба человека, который взялся открыто говорить о «чистых ученьях правды и любви», за это
“В меня
все ближние мои
Бросали бешено каменья”
Не иначе, как «Голгофы аудиторий», называл и Маяковский свое стояние перед слушателями.
Поэт как избранник
Это понимание отчасти перекликается с пророческим восприятием поэтического труда, отмечается как главнейшее та же ответственность за все, что появляется из-под пера художника.
У Александр Сергеевича такое избранничество выражается в произведении «Памятник», где судьба поэта переосмысливается в категориях значения его труда в вечности.
У Маяковского также присутствует четкость поэтической самоидентификации, причем и в поэзии, и в автобиографии «Я сам». Владимир Владимирович даже причисляет себя к «последнему» в историческом понимании ряду поэтов, который «стекает ненужной слезой» (надо понимать, лирики, чувственности, т.е. использующий главный инструмент поэзии – образ, рефлексию).
Поэт как чернорабочий
Это новое понимание творчества как «тяжелого производства» появляется уже в индустриальную эпоху новой России 20 века и выражается в стихах Маяковского. Самого поэта (читай, себя) он называет «пролетарием», а свою работу – видит как служение такое же, как и в других рабочих профессиях.
Можно сказать, это осознание было реализовано Владимиром Владимировичем как абсолютно уникальная задача изменения представлений и о поэзии вообще, и о самом поэте, в частности. На национальной традиции, идущей от классики, Маяковский выстроил новую личность художника слова, нивелировав прежнее разделение поэтического творчества на «чистое» и «гражданское».
Поэт как воин
Здесь основным осознается сила самого поэтического слога, могущество которого может соотноситься с прямым оружием.
Начало такого прочтения можно найти у М.Лермонтова, сравнивающего слова поэта с кинжалом в золотых ножнах, который покрывается ржой презрения, если не задействован в работе у «спящего пророка». Михаил Юрьевич призывает к тому, чтобы речь поэта гремела, как вечевой колокол – всегда.
«Поверх зубов вооруженными войсками» называл свои произведения В.Маяковский, сравнивая поэзию с действенным оружием и считая творчество активной и результативной силой.
Поэт как гражданин и заступник
Гражданское служение поэта, выраженное в очень торжественной риторике оратора, наиболее полное явлено в произведениях Некрасова. Здесь слова поэта отождествляются с «голосом его совести», когда он не может быть «холодным душой» по отношению к своей Отчизне. Понимание Родины у Николая Алексеевича связывается с такими абсолютами, как честь и любовь, в отстаивании которых достойный гражданин должен, не мешкая, «идти в огонь» и гибнуть «безупречно».
В то же время гражданственность у Некрасова была понимаема и как народное заступничество. Даже обращаясь к своей Музе, поэт называет ее родной сестрой для избиваемой на площади крестьянки. Безмолвный, не могущий выразить свой протест народ – он был для Некрасова реальным выражением гражданственности, а его социальная проблематика – настоящим содержанием творчества.
Гражданскую причастность к жизни своей страны и даже мира демонстрировал в произведениях и В.Маяковский, сражаясь с бюрократией, равнодушием, рутиной и т.д.
Наша презентация темы
Таким образом, в отечественной литературной традиции тема поэта и, соответственно, самой поэзии:
- Выражалась в различном понимании задач
- Изменялась по историческим условиям
- Прямо соотносилась с реальной национальной проблематикой
- Имела глубокое врастание в сердцевину отечественной культуры
- Отождествлялась с самыми высокими и вечными идеалами