В предыдущей статье мы рассмотрели, что входило в предмет истории на всей ее протяженности. Можно сказать, что все имеющиеся у нас исторические источники – хроники, летописи, мемуары и проч. – как правило, преподносят нам некоторые «исключительные» события или явления. Так, по крайней мере, формулировался их принцип – описывать уникальные факты, так сложилась классическая история. Так же сложилась и классическая история культуры, основанная на имеющейся у нас базе культурных памятников, достижений, произведений культуры и искусства.
А что такое произведение культуры и искусства (вербальные и невербальные тексты)?
– Это нарратив,т.е. авторское, субъективное и оценочное повествование, связь которого с объективной реальностью зачастую вовсе относительна. И даже больше – чем выше художник поднимается над уровнем действительности (вопросы осмысления жизни), тем больше у него шансов “создать шедевр”.
Вот у нас в распоряжении анфилады музейных комнат, заполненных образцами- шедеврами минувших веков. Заботливо и трепетно рассортированы учеными они по типам – Античность, Средневековье, Возрождение и т.д. Мы внимательно изучаем стилевые особенности, художественные черты или культурные признаки этих прошедших периодов именно по имеющимся у нас шедеврам живописи, архитектуры, музыки, литературы и проч., справедливо считая, что изучаем настоящую жизнь той эпохи.
Например,
- вся древнерусская культура «укладывается» у нас в «Слово полку Игореве»,
- а жизнь и содержание эпохи Возрождения можно полностью «почерпнуть» с полотен великого Леонардо.
Так вся история культуры в таком принципе периодизации раскладывается по полочкам, на которых демонстрируются произведения, уникальные шедевры, которые должны отражать дух и суть своей эпохи.
Да, они-таки отражают дух и суть эпохи, но не составляют всей культурной панорамы, даже ее половинной части, поскольку:
- они уникально-авторские
- они принадлежат к числу произведений, созданных художественной или интеллектуальной элитой общества. А поэтому отражают в себе лишь ее интеллектуальную и художественную рефлексию и интерпретацию окружающей жизни.
В то время как реальное содержание культуры любого времени выстраивается большей частью из:
- характеристики образа жизни
- миропониманий,
- стереотипов поведения и сознания,
- представлений нравственности,
- социальных притязаний,
- потребностей, нравов и т.д.
Другими словами – культура обыденности» – этот и есть тот самый пласт, хранящий настоящие типы культуры.
Например, много ли мог понять о своей жизни малограмотный деревенский человек современник того же Леонардо, глядя на его полотна? Да и наш современник тоже?
Или по-другому. Если спустя лет сто окажется, что Пелевин это наш нынешний «Шекспир» и все то, что он написал в своих произведениях – это наша с вами «правда жизни», и все мы точно так и думаем, говорим, любим, относимся к себе и друг другу? И через сто лет наши потомки и знать не будут о наших реальных ежедневных «страданиях», увлечениях, интересах, бытовых и социальных предпочтениях и т.д.? Ведь пелевинские конструкты не имеют «широчайшего хождения» в нашей культуре, это только его собственное видение нашей жизни, а тут вдруг они станут типическими выразителями нашей культуры…
Напротив, культура обыденности лишена “художественного налета” уникальности – это общепринятые нормы, системы ценностей, обычаи, «правила игры». В ее задачу входит обеспечение стабильности социума и регуляция его коллективной жизни и выживаемости, как общества.
Поэтому, изучая историю культуры надо понимать, что различные культурно-исторические типы (Античность и Средневековье, готическая культура и культура модерна, индустриальная и постиндустриальная эпоха, христианство и ислам и проч.) – всего лишь абстрактные построения.
Это модели, созданные учеными по совокупности определенных черт «культурного сходства», предназначены для исследования конкретных периодов истории реальных общностей людей. А в качестве наглядного материала типичных массовых миропредставлений или культуры обыденности (реалий социального бытия) принято представлять уникальные произведения элитарной культуры.
Еще один пример – русскую культуры рубежа 19-20 веков принято характеризовать поэтической метафорой – культура Серебряного века. Однако лишь незначительная часть российского общества реально участвовала в этих художественных и интеллектуальных поисках того времени. Основная масса населения так никогда и не догадывалась, что время ее жизни и этот тип культуры впоследствии станут именовать именно так и применять ко всему этому периоду такие “элитарные” характеристики.