История культуры — принципы периодизации

В предыдущей статье мы рассмотрели, что входило в предмет истории на всей ее протяженности. Можно сказать, что все имеющиеся у нас исторические источники – хроники, летописи, мемуары и проч. – как правило, преподносят нам некоторые «исключительные» события или явления. Так, по крайней мере, формулировался их принцип – описывать уникальные факты, так сложилась классическая история. Так же сложилась и классическая история культуры, основанная на имеющейся у нас базе культурных памятников, достижений, произведений культуры и искусства.

А что такое произведение культуры и искусства (вербальные и невербальные тексты)?

– Это нарратив,т.е. авторское, субъективное и оценочное повествование, связь которого с объективной реальностью зачастую вовсе относительна. И даже больше – чем выше художник поднимается над уровнем действительности (вопросы осмысления жизни), тем больше у него шансов «создать шедевр».

Вот у нас в распоряжении анфилады музейных комнат, заполненных образцами- шедеврами минувших веков. Заботливо и трепетно рассортированы учеными они по типам – Античность, Средневековье, Возрождение и т.д. Мы внимательно изучаем стилевые особенности, художественные черты или культурные признаки этих прошедших периодов именно по имеющимся у нас шедеврам живописи, архитектуры, музыки, литературы и проч., справедливо считая, что изучаем настоящую жизнь той эпохи.

Например,

  • вся древнерусская культура «укладывается» у нас в «Слово полку Игореве»,
  • а жизнь и содержание эпохи Возрождения можно полностью «почерпнуть» с полотен великого Леонардо.

Так вся история культуры в таком принципе периодизации раскладывается по полочкам, на которых демонстрируются произведения, уникальные шедевры, которые должны отражать дух и суть своей эпохи.

Да, они-таки отражают дух и суть эпохи, но не составляют всей культурной панорамы, даже ее половинной части, поскольку:

  • они уникально-авторские
  • они принадлежат к числу произведений, созданных художественной или интеллектуальной элитой общества. А поэтому отражают в себе лишь ее интеллектуальную и художественную рефлексию и интерпретацию окружающей жизни.

В то время как реальное содержание культуры любого времени выстраивается большей частью из:

  • характеристики образа жизни
  • миропониманий,
  • стереотипов поведения и сознания,
  • представлений нравственности,
  • социальных притязаний,
  • потребностей, нравов и т.д.

Другими словами – культура обыденности» — этот и есть тот самый пласт, хранящий настоящие типы культуры.

Например, много ли мог понять о своей жизни малограмотный деревенский человек современник того же Леонардо, глядя на его полотна? Да и наш современник тоже?

Или по-другому. Если спустя лет сто окажется, что Пелевин это наш нынешний «Шекспир» и все то, что он написал в своих произведениях — это наша с вами «правда жизни», и все мы точно так и думаем, говорим, любим, относимся к себе и друг другу? И через сто лет наши потомки и знать не будут о наших реальных ежедневных «страданиях», увлечениях, интересах, бытовых и социальных предпочтениях и т.д.? Ведь пелевинские конструкты не имеют «широчайшего хождения» в нашей культуре, это только его собственное видение нашей жизни, а тут вдруг они станут типическими выразителями нашей культуры…

Напротив, культура обыденности лишена «художественного налета» уникальности —  это общепринятые нормы, системы ценностей, обычаи, «правила игры». В ее задачу входит обеспечение стабильности социума и регуляция его коллективной жизни и выживаемости, как общества.
Поэтому, изучая историю культуры надо понимать, что различные культурно-исторические типы (Античность и Средневековье, готическая культура и культура модерна, индустриальная и постиндустриальная эпоха, христианство и ислам и проч.) – всего лишь абстрактные построения.

Это модели, созданные учеными по совокупности определенных черт «культурного сходства», предназначены для исследования конкретных периодов истории реальных общностей людей. А в качестве наглядного материала типичных массовых миропредставлений  или культуры обыденности (реалий социального бытия) принято представлять уникальные произведения элитарной культуры.
Еще один пример – русскую культуры рубежа 19-20 веков принято характеризовать поэтической метафорой – культура Серебряного века. Однако лишь незначительная часть российского общества реально участвовала в этих художественных и интеллектуальных поисках того времени. Основная масса населения так никогда и не догадывалась, что время ее жизни  и этот тип культуры впоследствии станут именовать именно так и применять ко всему этому периоду такие «элитарные» характеристики.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.