Интересно, что историю культуры можно изучать, да и изучают по-разному.
В большей части выбор направления зависит от следующих установок:
- что подразумевают под понятиями «история» и «культура»
- какие цели преследуют при исследовании.
Ну, начнем с того, что само понятие «культура» возникает в истории лишь со времен Средневековья и Возрождения, обозначая тогда лишь понятие «грамотности» человека. Относительную активность этот термин стал проявлять в эпоху просвещения, а в нашей стране – с конца 19 века (в основном, в трудах по истории, затем философии и публицистике).
Теперь можно посмотреть, чем, собственно, занимается история, и какова история предмета этой «истории», и в чем, собственно, ее смысл вообще.
Известно, что история – это хроника определенных значимых событий и процессов в жизни человечества. Так, немецкий ученый Л.фон Ранке определил, что место в истории, а равно и в ее изучении, должны занимать:
Выдающие события, выдающие личности, выдающие произведения искусства. (А.Я.Флиер)
С середины 19 века это определение занимает основную «классическую» позицию и составляет смысл истории, определенный в то время.
Однако в этот же период происходит формирование и противоположной традиции, связанной с развитием этнографии (или антропологии – на Западе).
В рамках этой познавательной концепции акцент исследования должен приходиться на повседневную жизнь, ее массово распространенные черты и культуру. Этот подход был близок такому философскому направлению, как позитивизм.
Двадцатый век больше заостряет проблематику обыденной культуры и ее изучения в рамках истории. В Европе появляется школа истории, или «историческая школа «Анналов». На ее арену выходит рядовой человек со своими нравами, ментальностями, традициями, обрядами. (Школа «Анналов» – школа истории ментальностей). Больше того, история, как описание, постепенно сменяется «историей-проблемой». Эту школу с уверенностью можно отнести к новому типу «социальной истории», поскольку в поле зрения ученых стали попадать не просто события, но и характеристика общества, его историческое состояние.
Конец 20 века ознаменован появлением еще одного значимого течения – из теорий «новой истории» вырастает «новая культурная история». Представители этого направления – Ж.Ле Гофф, Г.С.Кнабе, Ж.Дюби – основным предметом и проблематикой своих исследований делают именно культуру различных обществ, их ценностные и этические ориентиры, эстетический выбор как главные условия формирования установок поведения и стереотипов сознания.
В связи с вышесказанным, можно заметить, что общая история становится релевантной истории культуры. А, следовательно, и история культуры – это вся та же история человечества, только понимаемая не через акцентированные события, а как формы и продукты деятельности человека и состояния общества в определенный период. (Таким образом, здесь определен и новый “смысл истории” человечества)
По словам российского ученого А.Я.Флиера, понятия «культура» и «история» – практически тождественны.
«История – это описание динамики того, что в статике рассматривается как культура. Отсюда смысл истории в том, чтобы стать динамикой культуры, а смысл культуры в том, чтобы быть статикой истории».