Знаком называется материальный или чувственно воспринимаемый объект, который:
- Выступает аналогом (заместителем) другого предмета, объекта, свойства, действия, понятия, явления
- Участвует в коммуникативном процессе, выполняя эту роль замещения
- Является главным средством языков культуры для фиксации, передачи, оценки любого типа информации – от общезначимой до индивидуальной
- Находится в теснейшей связи с другими более сложными формами – символом, образом, культурным кодом.
Изучается знак и знаковые системы, в которых он участвует, семиотикой и семиологией.
Строение, значение и понимание знака
Ученые здесь рассматривают следующую схему:
- Денотат знака (имя объекта) – это тот предмет или объект, аналогом или заместителем которого знак является
- Смысл, значение знака – информация, которую этот знак сообщает.
Самая простая форма такого значения – это предметное указание (именование). Но в большинстве случаев денотатом (именованием) содержание знака не исчерпывается.
В начале прошлого века Г.Фреге выделяет в знаке такие его значения:
- Экстенсиональное – имя
- Интенсиональное – смысл
К имени знака по-прежнему относится денотат, а к смыслу Фреге относит информацию о свойствах этого предмета, которая возникает у человека при понимании значения знака.
Знак, по Фреге, может:
- Замещать предмет
- Выступать аналогом общего представления об этом предмете
- Не иметь своего предметного аналога, выражая абстрактное представление, или предмет, не существующий в действительности, в том числе и симулякр.
(Симулякром в философии называют образ чего-либо, видимость того, чем на самом деле этот образ не является).
Однако этим также не исчерпывается значение или содержание знака. В процессе своего функционирования в коммуникации людей знак может:
- Получать определенные экспрессивные значения, т.е. выражать эмоциональные состояния, оценки
- Обретать дополнительные значения, которые именуют коннотациями, становящимися даже отвлеченными по отношению к первичному смыслу. (Например, «красный» – означает цвет, политическую приверженность и т.д.)
Зачастую знак никак не связан со своим предметом обозначения, за исключением так называемых иконических знаков, т.е. изобразительных, схематических, которые могут быть соединены с ним отношением схожести.
Кроме иконических знаков, другой семиотический исследователь Ч.Пирс выделял еще следующие типы знаков:
• Индекс-знаки, которые связаны со своим объектом физически или могут находится под его влиянием, напр., барометр, флюгер, стук в двери
• Символ – знаки, связь которых со своим предметом абсолютно произвольна или конвенциональна. Напр., «машина» в качестве символа власти, денег и т.д.
Понимание знаков в силу таких возможностей означивания всецело зависит от образованности человека, его знакомства с культурными кодами и проч. Ведь смысловое содержание знака, его коннотации могут сильно разниться в субкультурах даже одной культуры (напр., сленговая лексика, жаргоны и т.д.).
К проблеме знака относят и его так называемую «косность». По большому счету, любой знак это своего рода метафора которая унифицирует, искажает реальность и может соединять различные феномены и значения под одним именованием. Его такая унифицирующая функция значительно упрощает коммуникационные процессы, но в философии получает совершенно различные оценки:
- Всеобщая критика знака в качестве «косной метафоры», которая уродует действительность – Ф.Ницше
- Провозглашение решающего значения и роли знаковых средств в процессе формирования представлений о мире – Сепир-Уорф
Типы знаков
Ученые делят все знаки также на:
- Системные – элементы какой-либо системы, языка
- Несистемные – неязыковые или единичные элементы
Это деление также достаточно условно, так как один и то же знак может принадлежать к обоим типам сразу (напр., буква «М» является элементом азбуки русского языка, но и может обозначать метро).
Еще одно деление знаков – это:
- Естественные знаки – языки народов мира
- Искусственные знаки – системы созданных языков
К тому же знак может не только входить в «язык» какой-либо знаковой системы, он также может становиться элементом целой знаковой цепочки – текста. Применение и содержание такого знака будет обусловлено его связями с другими знаками, которые обеспечивают общее смысловое единство всего текста. Здесь может играть значительную роль и формальная представленность самого знака (напр., многообразие шрифтов).
Изучение знаков – семиотика как наука
Хотя история осмысления «знаковых» проблем ведется почти с античности, семиотика как специальная наука сформировалась достаточно поздно.
В философии знак рассматривался:
- в виду своей связи-несвязи с означаемым предметом – в работах у Локка, Декарта, Кондильяка, Лейбница
- в контексте культурного творчества и символической деятельности – Кассирер, школа «философии жизни», феноменология, экзистенциализм
- как средство и принцип интерпретации – герменевтика
Наша презентация
Большой вклад в понимание знаковых систем и самого знака внесла лингвистика – Ф. Соссюр, который и заложил основы семиологии – науки о знаковых системах.
Еще одно направление изучения знака – логическая семантика – Г.Фреге, А.Татарский, А.Черч.
В кибернетике и теории информации знак изучался как элементарная единица.
Для семиотики в целом стал характерен системный подход к «проблеме» знака и знаковой деятельности. Семиотика озадачена поиском универсалий в самых различных типах систем знаков и стремлением их систематизации.