Знак в культуре – понятие, строение и виды знаков (кратко)

Знаком называется материальный или чувственно воспринимаемый объект, который:

  • Выступает аналогом (заместителем) другого предмета, объекта, свойства, действия, понятия, явления
  • Участвует в коммуникативном процессе, выполняя эту роль замещения
  • Является главным средством языков культуры для фиксации, передачи, оценки любого типа информации – от общезначимой до индивидуальной
  • Находится в теснейшей связи с другими более сложными формами – символом, образом, культурным кодом.

Изучается знак и знаковые системы, в которых он участвует, семиотикой и семиологией.

Строение, значение и понимание знака

Ученые здесь рассматривают следующую схему:

  • Денотат знака (имя объекта) – это тот предмет или объект, аналогом или заместителем которого знак является
  • Смысл, значение знака – информация, которую этот знак сообщает.

Самая простая форма такого значения – это предметное указание (именование). Но в большинстве случаев денотатом (именованием) содержание знака не исчерпывается.

В начале прошлого века Г.Фреге выделяет в знаке такие его значения:

  • Экстенсиональное – имя
  • Интенсиональное – смысл

К имени знака по-прежнему относится денотат, а к смыслу Фреге относит информацию о свойствах этого предмета, которая возникает у человека при понимании значения знака.

Знак, по Фреге, может:

  • Замещать предмет
  • Выступать аналогом общего представления об этом предмете
  • Не иметь своего предметного аналога, выражая абстрактное представление, или предмет, не существующий в действительности, в том числе и симулякр.

(Симулякром в философии называют образ чего-либо, видимость того, чем на самом деле этот образ не является).

Однако этим также не исчерпывается значение или содержание знака. В процессе своего функционирования в коммуникации людей знак может:

  • Получать определенные экспрессивные значения, т.е. выражать эмоциональные состояния, оценки
  • Обретать дополнительные значения, которые именуют коннотациями, становящимися даже отвлеченными по отношению к первичному смыслу. (Например, «красный» – означает цвет, политическую приверженность и т.д.)

Зачастую знак никак не связан со своим предметом обозначения, за исключением так называемых иконических знаков, т.е. изобразительных, схематических, которые могут быть соединены с ним отношением схожести.

Кроме иконических знаков, другой семиотический исследователь Ч.Пирс выделял еще следующие типы знаков:

Индекс-знаки, которые связаны со своим объектом физически или могут находится под его влиянием, напр., барометр, флюгер, стук в двери

Символ – знаки, связь которых со своим предметом абсолютно произвольна или конвенциональна. Напр., «машина» в качестве символа власти, денег и т.д.

Понимание знаков в силу таких возможностей означивания всецело зависит от образованности человека, его знакомства с культурными кодами и проч. Ведь смысловое содержание знака, его коннотации могут сильно разниться в субкультурах даже одной культуры (напр., сленговая лексика, жаргоны и т.д.).

К проблеме знака относят и его так называемую «косность». По большому счету, любой знак это своего рода метафора которая унифицирует, искажает реальность и может соединять различные феномены и значения под одним именованием. Его такая унифицирующая функция значительно упрощает коммуникационные процессы, но в философии получает совершенно различные оценки:

  • Всеобщая критика знака в качестве «косной метафоры», которая уродует действительность – Ф.Ницше
  • Провозглашение решающего значения и роли знаковых средств в процессе формирования представлений о мире – Сепир-Уорф

Типы знаков

Ученые делят все знаки также на:

  • Системные – элементы какой-либо системы, языка
  • Несистемные – неязыковые или единичные элементы

Это деление также достаточно условно, так как один и то же знак может принадлежать к обоим типам сразу (напр., буква «М» является элементом азбуки русского языка, но и может обозначать метро).

Еще одно деление знаков – это:

  • Естественные знаки – языки народов мира
  • Искусственные знаки – системы созданных языков

К тому же знак может не только входить в «язык» какой-либо знаковой системы, он также может становиться элементом целой знаковой цепочки – текста. Применение и содержание такого знака будет обусловлено его связями с другими знаками, которые обеспечивают общее смысловое единство всего текста. Здесь может играть значительную роль и формальная представленность самого знака (напр., многообразие шрифтов).

Изучение знаков –  семиотика как наука 

Хотя история осмысления «знаковых» проблем ведется почти с античности, семиотика как специальная наука сформировалась достаточно поздно.

В философии знак рассматривался:

  • в виду своей связи-несвязи с означаемым предметом – в работах у Локка, Декарта, Кондильяка, Лейбница
  • в контексте культурного творчества и символической деятельности – Кассирер, школа «философии жизни», феноменология, экзистенциализм
  • как средство и принцип интерпретации – герменевтика

Наша презентация

Большой вклад в понимание знаковых систем и самого знака внесла лингвистика – Ф. Соссюр, который и заложил основы семиологии – науки о знаковых системах.

Еще одно направление изучения знака – логическая семантика – Г.Фреге, А.Татарский, А.Черч.

В кибернетике и теории информации знак изучался как элементарная единица.

Для семиотики в целом стал характерен системный подход к «проблеме» знака и знаковой деятельности. Семиотика озадачена поиском универсалий в самых различных типах систем знаков и стремлением их систематизации.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Теория культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.