Знак в культуре – понятие, виды знаков; семиотика как наука о знаках

Понятие знака

Знаком называется материальный или чувственно воспринимаемый объект, который:

  • Выступает аналогом (заместителем) другого предмета, объекта, свойства, действия, понятия, явления
  • Участвует в коммуникативном процессе, выполняя эту роль замещения
  • Является главным средством языков культуры для фиксации, передачи, оценки любого типа информации – от общезначимой до индивидуальной
  • Находится в теснейшей связи с другими более сложными формами – символом, образом, культурным кодом.

Изучается знак и знаковые системы, в которых он участвует, семиотикой и семиологией.

Строение знака

  • Денотат знака (имя объекта) – это тот предмет или объект, аналогом или заместителем которого знак является
  • Смысл, значение знака – информация, которую этот знак сообщает.

Самая простая форма такого значения – это предметное указание (именование). Но в большинстве случаев денотатом (именованием) содержание знака не исчерпывается.

В начале прошлого века Г.Фреге выделяет в знаке такие его значения:

  • Экстенсиональное – имя
  • Интенсиональное – смысл

К имени знака по-прежнему относится денотат, а к смыслу Фреге относит информацию о свойствах этого предмета, которая возникает у человека при понимании значения знака.

Знак, по Фреге, может:

  • Замещать предмет
  • Выступать аналогом общего представления об этом предмете
  • Не иметь своего предметного аналога, выражая абстрактное представление, или предмет, не существующий в действительности, в том числе и симулякр.

(Симулякром в философии называют образ чего-либо, видимость того, чем на самом деле этот образ не является).

Однако этим также не исчерпывается значение или содержание знака. В процессе своего функционирования в коммуникации людей знак может:

  • Получать определенные экспрессивные значения, т.е. выражать эмоциональные состояния, оценки
  • Обретать дополнительные значения, которые именуют коннотациями, становящимися даже отвлеченными по отношению к первичному смыслу. (Например, «красный» — означает цвет, политическую приверженность и т.д.)

Значение и понимание знака

Зачастую знак никак не связан со своим предметом обозначения, за исключением так называемых иконических знаков, т.е. изобразительных, схематических, которые могут быть соединены с ним отношением схожести.

Кроме иконических знаков, другой семиотический исследователь Ч.Пирс выделял еще следующие типы знаков:

Индекс-знаки, которые связаны со своим объектом физически или могут находится под его влиянием, напр., барометр, флюгер, стук в двери

Символ — знаки, связь которых со своим предметом абсолютно произвольна или конвенциональна. Напр., «машина» в качестве символа власти, денег и т.д.

Понимание знаков в силу таких возможностей означивания всецело зависит от образованности человека, его знакомства с культурными кодами и проч. Ведь смысловое содержание знака, его коннотации могут сильно разниться в субкультурах даже одной культуры (напр., сленговая лексика, жаргоны и т.д.).

К проблеме знака относят и его так называемую «косность». По большому счету, любой знак это своего рода метафора, которая унифицирует, искажает реальность и может соединять различные феномены и значения под одним именованием. Такая унифицирующая функция знака значительно упрощает коммуникационные процессы, но в философии получает совершенно различные оценки:

  • Всеобщая критика знака в качестве «косной метафоры», которая уродует действительность – Ф.Ницше
  • Провозглашение решающего значения и роли знаковых средств в процессе формирования представлений о мире – Сепир-Уорф

Типы знаков

Ученые делят все знаки также на:

  • Системные – элементы какой-либо системы, языка
  • Несистемные – неязыковые или единичные элементы

Это деление также достаточно условно, так как один и то же знак может принадлежать к обоим типам сразу (напр., буква «М» является элементом азбуки русского языка, но и может обозначать метро).

Еще одно деление знаков – это:

  • Естественные знаки — языки народов мира
  • Искусственные знаки – системы созданных языков

К тому же знак может не только входить в «язык» какой-либо знаковой системы, он также может становиться элементом целой знаковой цепочки – текста. Применение и содержание такого знака будет обусловлено его связями с другими знаками, которые обеспечивают общее смысловое единство всего текста. Здесь может играть значительную роль и формальная представленность самого знака (напр., многообразие шрифтов).

См. нашу презентацию по этой теме

Изучение знаков, семиотика как наука о знаках

Хотя история осмысления «знаковых» проблем ведется почти с античности, семиотика как специальная наука сформировалась достаточно поздно.

В философии знак рассматривался:

  • в виду своей связи/несвязи с означаемым предметом — в работах у Локка, Декарта, Кондильяка, Лейбница
  • в контексте культурного творчества и символической деятельности – Кассирер, школа «философии жизни», феноменология, экзистенциализм
  • как средство и принцип интерпретации – герменевтика

Большой вклад в понимание знаковых систем и самого знака внесла лингвистика – Ф. Соссюр, который и заложил основы семиологии – науки о знаковых системах.

Еще одно направление изучения знака – логическая семантика – Г.Фреге, А.Татарский, А.Черч

В кибернетике и теории информации знак изучался как элементарная единица.

Для семиотики в целом стал характерен системный подход к «проблеме» знака и знаковой деятельности. Семиотика озадачена поиском универсалий в самых различных типах систем знаков и стремлением их систематизации.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Теория культуры с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Знак в культуре – понятие, виды знаков; семиотика как наука о знаках

  1. kondor19780726 говорит:

    Статья открывает многое что было не понятно. Но оставляет ощущение некоторой недосказанности, скомканности. Не совсем понятен и не полностью раскрыт вопрос о замещении предмета знаком. Конечно в роли метафоры или изображения — этот смысл тождественен. Но в других вызывает сомнение. Статья безусловно интересна и познавательна.

  2. admin говорит:

    я так понимаю, что придется «на пальцах» объяснить для тех, кто не понял:
    Знак замещается предмет в процессе коммуникации, проще — общения
    Никто не предлагает вам вместо чемодана брать с собой в отпуск картинку чемодана.
    Но с другом стороны, именно по картинке чемодана вы легко найдете камеру хранения на вокзала, там совсем необязательно выставлять настоящие чемоданы, чтоб определить назначение этого места. Это такой легкий пример навскидку для тех, кто не понял или не захотел понять. Роль знака этим примером не исчерпывается.

  3. алена говорит:

    статья понравилась, но вот скопировать не получается…

  4. admin говорит:

Добавить комментарий