Русская критика и современное искусство – цели, задачи, значение

Критика (греч. kritike – обсуждение, разбор явления, предмета, поступка) – это вид определенных социальных отношений, которые предполагают высказывания порицательного характера об отдельном предмете или объекте.

Как правило, применительно к искусству обычно говорят о критике общественных, социальных, психологических и иных пороков. Однако критика, в частности литературная или общехудожественная, вовсе не обречена лишь на такое отрицание или осмеяние. Для этого существует специальный жанр – сатира, к которому относятся собственно сатирически окрашенные произведения – памфлеты, пародии, фельетоны, эпиграммы и проч.

Критические жанры – традиция и задачи 

К числу собственно критических жанров можно отнести следующие:

  • Обозрения, очерки, рецензии,
  • циклы тематических статей, программные манифесты,
  • эссе, аннотации, диалоги, обзоры.

Какова же задача современной российской критической мысли, способной разобраться во всех хитросплетениях и непонятностях, которыми буквально кишит современное искусство нашей страны, да и не только ее.

Очевидно, что отечественное критическое направление нынешнего периода истории должно оставаться в рамках тех традиций, которые наработала русская критика прошлых веков, и основной ее задачей также должен остаться такой род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности, который направлен на понимание и оценку современных произведений в любом виде искусства.

Разумеется, это совсем непростое занятие, ведь от современной критической аналитики ждут:

  • первичной оценки совсем нового текста
  • первичной оценки нового имени
  • первичной оценки нового литературного течения или направления

И не в последнюю очередь такой автор должен владеть самыми различными способами анализов и сопоставительных разборов, уметь заражать других своими личными предпочтениями, но главное, современный критический деятель просто призван квалифицированно направлять интересы читателей.

В силу сложившейся традиции критическое направление началось и развивается вместе с русской литературой. Она осмысляла и оформляла историю отечественной словесности. И в наше время художественная критика большей частью ориентирована именно на литературное творчество.

Однако эти искания в России  проходили всегда с перехлестом самого объекта исследования, когда в  расчет принимались не только вопросы собственно литературные, но и:

  • Осмысление самого литературного процесса
  • Осмысление истории культуры и социального, правового, и даже политического бытия страны.

Видный французский культуролог и семиотик Р.Барт определял место критики (литературной)  как

 промежуточного положения между наукой и чтением, а в ее задачах он видел стремление понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов и подготовку читателя к встрече с чужим авторским творчеством.

Очевидно, что современное искусство настолько объемно и сложно в своих масштабах, параметрах и критериях, что для серьезной критической работы по его осмыслению и донесению понятого до читателя или зрителя требуются значительные корреляции с различными областями знаний: философией, филологией, историей, культурологией, эстетикой и т.д.

Современная критическая мысль испытывает существенное воздействие этих смежных гуманитарных сфер, и сама, в свою очередь, провоцирует их развитие.

 Отличительные свойства современной критики, сложившиеся в новейшей русской истории

Это:

  • Ее оперативность
  • Усиление градуса диалогической активности
  • Ее литературоцентричность
  • Публицистическая одушевленность
  • Традиционное ориентирование на классические образцы
  • Обращение к извечным «проклятым вопросам» русской жизни.

Очевидно, что нынешнюю ситуацию представляют здесь несколько направлений:

  • Профессиональная
  • Писательская
  • Читательская

И если с читательской критикой у нас особых сложностей нет, да и с писательской тоже, то вот профессиональная – явно пребывает в небольшом упадке, который отличает именно слабый профессионализм. Не всегда он заключается в отсутствии у автора критических статей знаний. Зачастую это выражается в отсутствии личного эстетического опыта и умения понять и оценить новое произведение, исходя из внутренних посылок самого текста и многосторонних запросов современного общества.

А с другой стороны, явно отмечается рост профессионализации российской критической сферы, он выражается в потребности и создании специализированных отделов в СМИ, в интернете, а также массового создания различных объединений.

Отличает же этот современный критический феномен в некоторых случаях его «эксклюзивность» и «элитарность», когда ни обсуждаемые вопросы, ни поднимаемые темы, ни характер изложения подчас недоступны основным читательским массам.

Важно понимать, что и в нынешней ситуации, как и в прошлые века, слова рецензента могут способствовать успеху автора так же, как и его неприятию или отторжению, могут создавать или разрушать литературные авторитеты, литературную или художественную славу, моду и т.д.

Как бы там ни было, но ответственность и значение этой деятельности для современного искусства – велико.

«Конечно, критика не сделает дурака умным и толпу мыслящею, но она у одних может просветлить сознанием безотчетное чувство, а у других – возбудить мыслию спящий инстинкт» –

– писал в свое время В.Белинский

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Философия культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.