Критика (греч. kritike – обсуждение, разбор явления, предмета, поступка) – это вид определенных социальных отношений, которые предполагают высказывания порицательного характера об отдельном предмете или объекте.
Как правило, применительно к искусству обычно говорят о критике общественных, социальных, психологических и иных пороков. Однако критика, в частности литературная или общехудожественная, вовсе не обречена лишь на такое отрицание или осмеяние. Для этого существует специальный жанр – сатира, к которому относятся собственно сатирически окрашенные произведения – памфлеты, пародии, фельетоны, эпиграммы и проч.
Критические жанры – традиция и задачи
К числу собственно критических жанров можно отнести следующие:
- Обозрения, очерки, рецензии,
- циклы тематических статей, программные манифесты,
- эссе, аннотации, диалоги, обзоры.
Какова же задача современной российской критической мысли, способной разобраться во всех хитросплетениях и непонятностях, которыми буквально кишит современное искусство нашей страны, да и не только ее.
Очевидно, что отечественное критическое направление нынешнего периода истории должно оставаться в рамках тех традиций, которые наработала русская критика прошлых веков, и основной ее задачей также должен остаться такой род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности, который направлен на понимание и оценку современных произведений в любом виде искусства.
Разумеется, это совсем непростое занятие, ведь от современной критической аналитики ждут:
- первичной оценки совсем нового текста
- первичной оценки нового имени
- первичной оценки нового литературного течения или направления
И не в последнюю очередь такой автор должен владеть самыми различными способами анализов и сопоставительных разборов, уметь заражать других своими личными предпочтениями, но главное, современный критический деятель просто призван квалифицированно направлять интересы читателей.
В силу сложившейся традиции критическое направление началось и развивается вместе с русской литературой. Она осмысляла и оформляла историю отечественной словесности. И в наше время художественная критика большей частью ориентирована именно на литературное творчество.
Однако эти искания в России проходили всегда с перехлестом самого объекта исследования, когда в расчет принимались не только вопросы собственно литературные, но и:
- Осмысление самого литературного процесса
- Осмысление истории культуры и социального, правового, и даже политического бытия страны.
Видный французский культуролог и семиотик Р.Барт определял место критики (литературной) как
промежуточного положения между наукой и чтением, а в ее задачах он видел стремление понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов и подготовку читателя к встрече с чужим авторским творчеством.
Очевидно, что современное искусство настолько объемно и сложно в своих масштабах, параметрах и критериях, что для серьезной критической работы по его осмыслению и донесению понятого до читателя или зрителя требуются значительные корреляции с различными областями знаний: философией, филологией, историей, культурологией, эстетикой и т.д.
Современная критическая мысль испытывает существенное воздействие этих смежных гуманитарных сфер, и сама, в свою очередь, провоцирует их развитие.
Отличительные свойства современной критики, сложившиеся в новейшей русской истории
Это:
- Ее оперативность
- Усиление градуса диалогической активности
- Ее литературоцентричность
- Публицистическая одушевленность
- Традиционное ориентирование на классические образцы
- Обращение к извечным «проклятым вопросам» русской жизни.
Очевидно, что нынешнюю ситуацию представляют здесь несколько направлений:
- Профессиональная
- Писательская
- Читательская
И если с читательской критикой у нас особых сложностей нет, да и с писательской тоже, то вот профессиональная – явно пребывает в небольшом упадке, который отличает именно слабый профессионализм. Не всегда он заключается в отсутствии у автора критических статей знаний. Зачастую это выражается в отсутствии личного эстетического опыта и умения понять и оценить новое произведение, исходя из внутренних посылок самого текста и многосторонних запросов современного общества.
А с другой стороны, явно отмечается рост профессионализации российской критической сферы, он выражается в потребности и создании специализированных отделов в СМИ, в интернете, а также массового создания различных объединений.
Отличает же этот современный критический феномен в некоторых случаях его «эксклюзивность» и «элитарность», когда ни обсуждаемые вопросы, ни поднимаемые темы, ни характер изложения подчас недоступны основным читательским массам.
Важно понимать, что и в нынешней ситуации, как и в прошлые века, слова рецензента могут способствовать успеху автора так же, как и его неприятию или отторжению, могут создавать или разрушать литературные авторитеты, литературную или художественную славу, моду и т.д.
Как бы там ни было, но ответственность и значение этой деятельности для современного искусства – велико.
«Конечно, критика не сделает дурака умным и толпу мыслящею, но она у одних может просветлить сознанием безотчетное чувство, а у других – возбудить мыслию спящий инстинкт» –
– писал в свое время В.Белинский