Публицистический стиль связан общественно-политическими, экономическими и культурными отношениями как сферой общественной коммуникации.
Публицистический стиль – определение, адресат, цель, тип коммуникации, автор
Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой – журналист, политик.
– широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).
Цель публицистического стиля
–дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.
Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.
Тип коммуникации – общественная.
Жанры и функции публицистического стиля
Наиболее характерные жанры данного стиля – это:
- информационная заметка, информационное сообщение,
- очерк, репортаж, фельетон, интервью,
- публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),
- судебная речь,
- выступление на радио, телевидении и т.п.
Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:
• информационную – информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;
• комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,
• гедонистическую – представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.
Основные черты публицистического стиля
• сочетание экспрессии и стандарта.
Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.
Например,
Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?
Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;
• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:
(диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).
Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.
Например,
“Дорога длиною в год” – день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.
• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..
Например,
Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.
• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, – одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:
В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.
• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой – достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.
А еще у нас есть кроссворд и видеокроссворд на эту тему, попробуете?
Наша презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н.О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)
Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь