Лексические средства публицистического стиля
- общественно-политическая лексика:
воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;
- вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:
Так он же всех нас “замочит” – о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?
- неологизмы или новые авторские словообразования:
Рэп – хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько “прогнул свою линию” ;
- стандартные конструкции:
Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;
- синонимы: …
двое 17-летних юнцов. Подростки попали ..
- многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:
иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;
- аббревиатуры:
ГД – Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение
- всевозможные средства словесной образности (тропы):
Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,( инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).
Морфологические особенности публицистического стиля
- специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:
Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..
- частотность личных местоимений 1 лица:
Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…
Синтаксические средства связности в публицистическом стиле
Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.
- повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:
А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ
- парцелляция – выделение части предложения в отдельное предложение:
Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.
- сегментация – вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:
Выборы в Приморском крае: кто победит?
- инверсия – изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:
Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.
использование стилистических фигур:
- анафора – повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:
Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)
- риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:
Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)
- риторическое восклицание – выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:
Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)
- параллелизм – одинаковое построение соседних предложений или их частей:
- эпифора – повторение слов или сочетаний в конце конструкции:
Преклоняя колена клянемся – не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся – не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)
- антитеза – построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
- оксюморон – сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:
Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)
- градация – постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:
Я вас прошу, умоляю, – требую, наконец!
- эллипсис – пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:
Время – к восьми (из газет)
Текстовые особенности публицистического стиля
- относительно краткие предложения:
В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.
- абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
- “яркий” заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
- эмоциональный повтор как средство связности:
Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.
- сравнение как способ доказательства:
Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.
О чертах и жанрах публицистического стиля читать тут
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой
Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь
Разгадать кроссворд онлайн – здесь