Разговорный стиль (разговорная речь) связан с межличностными отношениями людей, общение которых происходит в бытовой сфере.
Разговорный стиль – цель, адресат, тип речи
Автором и адресатом текстов такого стиля являются обычные люди, независимо от их социальной или профессиональной принадлежности.
Цель стиля – это установление межличностных контактов.
Присутствует разговорный стиль преимущественно в виде диалога и полилога.
Термин “разговорная речь”, синонимичный термину “разговорный стиль”, возник тогда, когда ученые начали изучать записи устной неподготовленной речи и обнаружили, что,
- во-первых, она существенно отличается от наших представлений об устной речи. Это доказывает даже то, что люди, которым предъявляли записи такой речи, оценивали ее как неправильную;
- во-вторых, она существенно отличается от других стилей языка и противопоставлена художественному, научному, официально-деловому и публицистическому стилям.
Здесь преимущественно употребляется повествование как тип речи. Данный стиль представлен:
- как в устной (неподготовленной) форме,
- так и в письменной (подготовленной) форме, употребляющейся в записках, частных письмах.
Стилевые черты разговорного стиля
1. Спонтанность или неподготовленность:
при создании текстов научного, официально-делового, художественного стилей, следует предварительная подготовка: продумывание плана, композиции, формулирование мыслей,
а к устному разговору мы практически не готовимся заранее;
- неофициальность отношений говорящих,
- непринужденность общения;
2. Непосредственное участие говорящих в разговоре:
даже если речь представляет собой монолог, слушающий принимает участие в общении, подавая реплики:
“угу”, “да?”, “конечно” и т.п.;
3. Ситуативность:
зависимость участников общения от ситуации, что связано с общим для говорящих запасоминформации – фоновыми знаниями.
Они помогают участникам понимать друг друга;
4. Повышенная роль невербальных средств общения:
мимики, жестов, интонации. Эмоциональность, жесты, мимика, характер участвующих в общении – все это влияет на особенности речи, помогает в установлении контакта, упрощает форму ведения разговора, позволяет экономить «слова» ради достижения цели – взаимопонимания.
Наша тематическая презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)
Отгадать онлайн кроссворд по теме и посмотреть видеокроссворд можно здесь