Разговорный стиль, разговорная речь – черты стиля

 Разговорный стиль (разговорная речь) связан с межличностными отношениями людей, общение которых происходит в бытовой сфере.

Разговорный стиль – цель, адресат, тип речи

Автором и адресатом текстов такого стиля являются обычные люди, независимо от их социальной или профессиональной принадлежности.

Цель стиля – это установление межличностных контактов.

Присутствует разговорный стиль преимущественно в виде диалога и полилога.

Термин “разговорная речь”, синонимичный термину “разговорный стиль”, возник тогда, когда ученые начали изучать записи устной неподготовленной речи и обнаружили, что,

  1. во-первых, она существенно отличается от наших представлений об устной речи. Это доказывает даже то, что люди, которым предъявляли записи такой речи, оценивали ее как неправильную;
  2. во-вторых, она существенно отличается от других стилей языка и противопоставлена художественному, научному, официально-деловому и публицистическому стилям.

Здесь преимущественно употребляется повествование как тип речи. Данный стиль представлен:

  • как в устной (неподготовленной) форме,
  • так и в письменной (подготовленной) форме, употребляющейся в записках, частных письмах.

Стилевые черты разговорного стиля

1. Спонтанность или неподготовленность:

при создании текстов научного, официально-делового, художественного стилей, следует предварительная подготовка: продумывание плана, композиции, формулирование мыслей,

а к устному разговору мы практически не готовимся заранее;

  • неофициальность отношений говорящих,
  • непринужденность общения;

2. Непосредственное участие говорящих в разговоре:

даже если речь представляет собой монолог, слушающий принимает участие в общении, подавая реплики:

“угу”, “да?”, “конечно” и т.п.;

3. Ситуативность:

зависимость участников общения от ситуации, что связано с общим для говорящих запасоминформации – фоновыми знаниями.

Они помогают участникам понимать друг друга;

4. Повышенная роль невербальных средств общения:

мимики, жестов, интонации. Эмоциональность, жесты, мимика, характер участвующих в общении – все это влияет на особенности речи, помогает в установлении контакта, упрощает форму ведения разговора, позволяет экономить «слова» ради достижения цели – взаимопонимания.

Наша тематическая презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. “Наша библиотека”)

Отгадать онлайн кроссворд по теме и посмотреть видеокроссворд можно здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Культура речи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.