Разговорный стиль, разговорная речь: черты стиля

Разговорный стиль (разговорная речь) связан с межличностными отношениями людей, общение которых происходит в бытовой сфере. Автором и адресатом текстов разговорного стиля являются обычные люди, независимо от их социальной или профессиональной принадлежности.

Цель разговорной речи – установление межличностных контактов.

В разговорной речи преимущественно употребляется повествование как тип речи. Разговорный стиль представлен как в устной (неподготовленной) форме, так и в письменной (подготовленной) форме, употребляющейся в записках, частных письмах. Присутствует разговорный стиль речи преимущественно в виде диалога и полилога.

Термин «разговорная речь», синонимичный термину «разговорный стиль», возник тогда, когда ученые начали изучать записи устной неподготовленной речи и обнаружили, что,

  1. во-первых, она существенно отличается от наших представлений об устной речи. Это доказывает даже то, что люди, которым предъявляли записи разговорной речи, оценивали ее как неправильную;
  2. во-вторых, она существенно отличается от других стилей языка и противопоставлена художественному, научному, официально-деловому и публицистическому стилям.

Стилевые черты разговорной речи:

cпонтанность или неподготовленность: при создании текстов научного, официально-делового, художественного стилей, следует предварительная подготовка: продумывание плана, композиции, формулирование мыслей, к устному разговору мы практически не готовимся заранее;

  • неофициальность отношений говорящих,
  • непринужденность общения;

— непосредственное участие говорящих в разговоре: даже если речь представляет собой монолог, слушающий принимает участие в разговоре, подавая реплики: угу, да?, конечно и т.п.;

ситуативность: зависимость участников общения от ситуации, что связано с общим для говорящих запасом знаний — фоновыми знаниями. Фоновые знания помогают участникам понимать друг друга;

повышенная роль невербальных средств общения: мимики, жестов, интонации. Эмоциональность, жесты, мимика, характер участвующих в общении – все это влияет на особенности речи, помогает в установлении контакта, упрощает форму ведения разговора, позволяет экономить «слова» ради достижения цели — взаимопонимания.

Наша тематическая презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Культура речи с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Разговорный стиль, разговорная речь: черты стиля

  1. Уведомление: Функциональные стили языка: экстралингвистические факторы, жанры, подстили, стилевые черты

  2. your_own_sunshine говорит:

    Разговорный стиль — это, наверное, один из самых «насыщенных», ведь он включает различные лексические средства, которые обычно не используются в других стилях. Это и жаргон, и диалекты, и просторечие, и уменьшительно-ласкательная лексика (в народе сейчас часто называют «мимимишная» лексика), богатый этот стиль и на фразеологические обороты. Каждый человек должен постоянно пополнять свой словарный запас, чтобы быть интересным собеседником, которого приятно слушать.

  3. Уведомление: Что такое устная разговорная речь и ее жанры

  4. Уведомление: Письменая разговорная речь: формы и жанры

  5. Уведомление: Кроссворд по языку: "Разговорный стиль речи"

Добавить комментарий