Все исследователи говорят об особом положении стиля художественной литературы в системе стилей русского языка. Но его выделение в данной общей системе возможно, т.к. он возникает на той же основе, что и другие стили.
Художественный стиль – понятие, типы речи, жанры
Сфера деятельности стиля художественной литературы – искусство.
“Материалом” художественной литературы является общенародный язык.
Автором – человек, профессионально занимающийся литературной деятельностью – писатель или поэт
Он изображает словами мысли, чувства, понятия, природу, людей, их общение. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет по законам словесного искусства, в системе правил и приемов создания художественных образов.
Адресат художественной литературы – читатель.
Целеустановка стиля – самовыражение художника, художественное осмысление мира средствами искусства.
Художественная литература в равной мере использует все функционально-смысловые типы речи – описание, повествование, рассуждение.
Форма речи – преимущественно письменная, для текстов, предназначенных для чтения вслух, обязательна предварительная запись.
Художественная литература использует в равной степени и все виды речи: монолог, диалог, полилог.
Тип коммуникации – общественная.
Жанры художественной литературы известны – это роман, повесть, сонет, рассказ, басня, стихотворение, комедия, трагедия, драма и т.п.
Понятие “язык художественного произведения” включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор для воспроизведения жизненных явлений, чтобы:
- выразить свои мысли и взгляды,
- убедить читателей
- и вызвать в нем ответные чувства.
В него входят средства:
многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы; архаизмы, историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, диалектизмы, терминология, профессиональная лексика, идиомы, крылатые слова.
Языковые средства и особенности стиля художественной литературы
Одна из особенностей стиля художественной литературы состоит в том, что все элементы художественной системы произведения подчинены решению эстетических задач. Слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения.
В этих текстах используется все многообразие языковых средств, существующих в языке, (о них мы уже говорили): средства художественной выразительности, стилистические (риторические) фигуры, причем могут использоваться как средства литературного языка, так и явления, стоящие вне литературного языка – диалекты, жаргон, бранная лексика, средства других стилей и т.д. При этом отбор языковых средств подчинен художественному замыслу автора.
Например, средством создания образа может быть фамилия героя. Таким приемом широко пользовались писатели ХVIII века, вводя в текст “говорящие фамилии” (Скотинины, Простакова, Милон и т.п.). Для создания образа автор может в пределах одного и того же текста использовать возможности многозначности слова, омонимов, синонимов и других языковых явлений
(Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась – М. Цветаева).
Повтор слова, который в научном и официально – деловом стилях подчеркивает точность текста, в публицистике служит средством усиления воздействия, в художественной речи может лежать в основе композиции текста, создавать художественный мир автора
(ср.: стихотворение С. Есенина “Шаганэ ты моя, Шаганэ”).
Художественным средствам литературы свойственна способность”приращивать смысл” (например, при подтекстовой информации), что дает возможность разного толкования художественных текстов, разных его оценок.
Так, например, по-разному оценивали критики и читатели многие художественные произведения:
- драму А.Н. Островского “Гроза” Н.Добролюбов назвал “лучом света в темном царстве”, видя в ее главной героине – символ возрождения русской жизни;
- его современник Д. Писарев увидел в “Грозе” только “драму в семейном курятнике”,
- современные исследователи А. Генис и П. Вайль, сравнивая образ Катерины с образом Эммы Бовари Флобера, увидели много общего и назвали “Грозу” “трагедией мещанской жизни”.
Таких примеров можно привести множество: толкование образа Гамлета Шекспира, тургеневского Базарова, героев Достоевского.
Авторское своеобразие в художественном стиле и “образ автора”
Художественный текст обладает авторским своеобразием – стилем автора. Это – это характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев, композиционных особенностях текста, языке героев, речевых особенностях собственно авторского текста.
Так, например, для стиля Л.Н. Толстого характерен прием, который известный литературовед В. Шкловский назвал “отстранением”. Цель этого приема – вернуть читателю живое восприятие действительности и разоблачить зло. Этот прием, например, использует писатель в сцене посещения Наташей Ростовой театра (“Война и мир”): вначале Наташа, измученная разлукой с Андреем Болконским, воспринимает театр как искусственную жизнь, противопоставленную ее, Наташи, чувствам (картонные декорации, стареющие актеры), затем, после встречи с Элен Наташа смотрит на сцену ее глазами.
Еще одна особенность стиля Толстого – постоянное расчленение изображаемого предмета на простые составляющие элементы, что может проявляться в рядах однородных членов предложения; в то же время такая расчлененность подчинена единой идее. Толстой, борясь с романтиками, вырабатывает свой стиль, практически отказывается от использования собственно образных средств языка.
Авторский стиль характерен для любого крупного писателя или поэта.
В художественном тексте мы встречаемся и с образом автора, который может быть представлен как образ – рассказчика или образ-героя, повествователя.
Это условный образ. Ему автор приписывает, “передает” авторство своего произведения, в котором могут содержаться сведения о личности писателя, факты его жизни, не соответствующие действительным фактам биографии писателя. Этим он подчеркивает нетождественность автора произведения и его образа в произведении.
Образ автора:
- активно участвует в жизни героев,
- входит в сюжет произведения,
- выражает свое отношение к происходящем и пресонажам
- комментирует действие,
- вступает в диалог с читателем.
Авторское (лирическое) отступление – размышление автора (повествователя, лирического героя), не связанное с основным повествованием. Вы хорошо знакомы с романом М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, романом в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, где образ автора является ярким примером выражения условного образа в создании художественного текста.
Наша презентация
Восприятие художественного текста
Это сложный процесс:
- начальный его этап – это наивный реализм читателя (читатель считает, что автор напрямую изображает жизнь такой, какая она есть на самом деле),
- конечный этап – диалог читателя и писателя
(в этом случае “читатель конгениален автору”, как говорил замечательный филолог ХХ века Ю.М. Лотман).
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)