Жанры и образность в художественном стиле

В художественном стиле существуют свои особенности и средства, определяющие его специфику. К ним относят образность, жанры и роды.

Роды, жанры и композиция в художественном стиле

По сходству основных признаков художественные произведения объединяются в три больших группы, которые называют литературными родами:

  • эпос,
  • лирика
  • и драма.

Существуют и литературные жанры. Любому человеку многие из них знакомы с детства:

  • сказка,
  • рассказ,
  • поэма,
  • стихотворение,
  • басня и др.

Как правило, литературный жанр  в художественном произведении определяет:

  • объем текста (ср. объем рассказа, повести и романа),
  • отбор фактов (в основе жанра рассказа, например, как правило, лежит один какой-либо эпизод из жизни героев).

В фольклорных жанрах используются стандартные конструкции зачина (жили-были) и концовки (и я там был…), характеристики героев (губы алые, глаза ясные, очи черные или голубые) и т.д.

Существуют разные подходы к анализу художественного текста.

  1. Литературоведческий подход предполагает выявление темы, идеи, системы образов, композиции, изучение жанровых особенностей произведения. Изучение языка художественного произведения подчинено задачам содержания.
  2. Лингвистический анализ художественного текста обращается к языковым структурам произведения, и от их изучения идет к постижению содержания художественного текста.

Авторы художественного стиля, как правило, используют усложненные виды композиции:

  • дискретную,
  • кольцевую,
  • контрастную и др.

Композиция произведения помогает постигнуть авторский замысел работы. Важную роль в художественном произведении играет ритм. Стихи – произведения изначально ритмические, что поддерживается размером, рифмой, длиной строки. Но и проза создает определенный ритм, который и характеризует произведение.

Стилевые черты художественного стиля

Основной стилевой чертой стиля художественной литературы ученые считают образность.

Художественный образ – это

одно из средств познания и изменения мира, форма выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций автора. Образ как конкретный факт действительности приобретает черты общие.

Так, образ Печорина по замыслу автора стал обобщенным образом всего поколения.

Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) – тропами.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении.

Образные слова и выражения позволяют читателю глубже проникнуть в художественный мир автора, тоньше почувствовать ту гамму чувств и мыслей, которая наполняла его в период создания художественного текста, заставляют задуматься читателя, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл произведения.

Тропы вам хорошо знакомы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории, художественный символ, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.

В отличие от тропов, задача которых обогатить мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры способствуют эмоциональному воздействию на читателя, усиливая выразительность художественного слова. К ним относят: антитезу, оксюморон, градацию, параллелизм, анафору и т.д. 

В художественных текстах выделяется речь героев и речь автора. И то и другое имеет огромное значение в создании художественного образа.

Границы использования языковых средств в литературном произведении достаточно свободны. Поэтому в стиле художественной литературы нельзя говорить о специфических лексических, морфологических или синтаксических средствах. В выборе слов и построении предложений автор может, как уже говорилось, использовать все средства общенародного языка.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. “Наша библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Культура речи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.