В художественном стиле существуют свои особенности и средства, определяющие его специфику. К ним относят образность, жанры и роды.
Роды, жанры и композиция в художественном стиле
По сходству основных признаков художественные произведения объединяются в три больших группы, которые называют литературными родами:
- эпос,
- лирика
- и драма.
Существуют и литературные жанры. Любому человеку многие из них знакомы с детства:
- сказка,
- рассказ,
- поэма,
- стихотворение,
- басня и др.
Как правило, литературный жанр в художественном произведении определяет:
- объем текста (ср. объем рассказа, повести и романа),
- отбор фактов (в основе жанра рассказа, например, как правило, лежит один какой-либо эпизод из жизни героев).
В фольклорных жанрах используются стандартные конструкции зачина (жили-были) и концовки (и я там был…), характеристики героев (губы алые, глаза ясные, очи черные или голубые) и т.д.
Существуют разные подходы к анализу художественного текста.
- Литературоведческий подход предполагает выявление темы, идеи, системы образов, композиции, изучение жанровых особенностей произведения. Изучение языка художественного произведения подчинено задачам содержания.
- Лингвистический анализ художественного текста обращается к языковым структурам произведения, и от их изучения идет к постижению содержания художественного текста.
Авторы художественного стиля, как правило, используют усложненные виды композиции:
- дискретную,
- кольцевую,
- контрастную и др.
Композиция произведения помогает постигнуть авторский замысел работы. Важную роль в художественном произведении играет ритм. Стихи – произведения изначально ритмические, что поддерживается размером, рифмой, длиной строки. Но и проза создает определенный ритм, который и характеризует произведение.
Стилевые черты художественного стиля
Основной стилевой чертой стиля художественной литературы ученые считают образность.
Художественный образ – это
одно из средств познания и изменения мира, форма выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций автора. Образ как конкретный факт действительности приобретает черты общие.
Так, образ Печорина по замыслу автора стал обобщенным образом всего поколения.
Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) – тропами.
Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении.
Образные слова и выражения позволяют читателю глубже проникнуть в художественный мир автора, тоньше почувствовать ту гамму чувств и мыслей, которая наполняла его в период создания художественного текста, заставляют задуматься читателя, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл произведения.
Тропы вам хорошо знакомы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории, художественный символ, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.
В отличие от тропов, задача которых обогатить мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры способствуют эмоциональному воздействию на читателя, усиливая выразительность художественного слова. К ним относят: антитезу, оксюморон, градацию, параллелизм, анафору и т.д.
В художественных текстах выделяется речь героев и речь автора. И то и другое имеет огромное значение в создании художественного образа.
Границы использования языковых средств в литературном произведении достаточно свободны. Поэтому в стиле художественной литературы нельзя говорить о специфических лексических, морфологических или синтаксических средствах. В выборе слов и построении предложений автор может, как уже говорилось, использовать все средства общенародного языка.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)