Реализм поэзии Н.А.Некрасова

Поэзия Некрасова оказала несомненное влияние как на умонастроения интеллигенции второй половины ХIХ века, так и на развитие русской литературы этого и последующего веков

Реализм лирики Н.Некрасова

Новый тип героев и образ Музы

Поэт Некрасов выводит в своих стихотворных произведениях новых героев:

  • народ как общее представление

(“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”, “Где народ, там и стон…”)

  • и как образы конкретных людей из народа

(герои поэм “Мороз Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо?”).

Черты реализма здесь – это типичность

  • обстановки (пореформенная Россия и ее судьба),
  • судеб крестьянства,
  • судеб новой интеллигенции,
  • характеров и обстоятельств (например, судьба крестьянки Дарьи, у которой умирает муж, судьба Матрены Тимофеевны ).

У поэта обнаруживается также и  новое решение традиционного поэтического образа Музы – это простая русская крестьянка,

“кнутом иссеченная Муза”.

Сочетание типического и индивидуального у Некрасова можно проследить на судьбе Матрены Тимофеевны:

  • солдатка,
  • мать, у которой погибает сын, а его труп вскрывают на ее глазах,

также это разрушительные пожары, неурожаи.

Гражданская тема в лирике

Некрасов -родоначальник особой поэзии – гражданской, для которой нет запретных и неполитических тем:

  • Преобразование жанра элегии

(стихотворение “Элегия” посвящено социальной теме освобождения крестьянства: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”)

  • Во всех произведениях декларация социальной несправедливости.

(“Крестьянские дети” – образ “мужичка с ноготок” – детский труд, наделение землей только мужчин -“Всего в семье мужиков-то отец мой да я”).

  • Особый тип положительного героя – революционера-демократа. Идеалы – такие люди, как Добролюбов Чернышевский – люди, без остатка отдающие себя делу освобождения народа. Одно из основных качеств таких людей – жертвенность

(” Иди и гибни безупречно, умрешь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь”).

  • Любое явление российской жизни оценивается с социальной, гражданской точки зрения. Образ народа-страдальца, народа-творца. Описывается также и его рабская покорность

( Яков Верный, герои “Размышлений у парадного подъезда”), долготерпение ( Савелий, богатырь святорусский), пьянство ( Яким Нагой – ” до смерти работает , до полусмерти пьет”).

Своеобразное композиционное решение поэзии Некрасова и фольклорные элементы

В его произведениях можно выделить определенное своеобразие в композиционном подходе и использовании фольклора:

  • Композиция. Многие произведения строятся как рассказ о каком-либо событии, которое имеет свое начало и конец( поэмы “Мороз Красный нос”, “Коробейники”). Особое место композиции поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”.
  • Использование фольклорных мотивов и в композиции, и в языке поэмы.

Цель сказочного зачина (наиболее полно отражает задачу автора) – показать жизнь России после отмены крепостного права. Он определяет дальнейшую структуру поэмы – путешествие мужиков, ищущих счастливого человека. Данная композиция позволяет автору нарисовать панораму народной жизни, создать образы, помещиков, крестьян, разночинцев, духовенства.

  • Роль второстепенных персонажей.

Крупномасштабная картина народной жизни в “Кому на Руси жить хорошо?”. Например, главы “Сельская ярмонка” и “Пьяная ночь”: образы “старообрядки злющей”, которая все напасти видит в том, что

“бабы начали рядиться в ситцы красные”,

“тихонького парня”,

который закопал поддевку новую, думая, что хоронит матушку, крестьянки Дарьюшки, которая с каждым годом становится худее, сама она сравнивает свою судьбу с веретеном:

“Не веретенце, друг, вот то, что больше крутится пузатее становится, в я так день деньской…”,

собирателя фольклора Павлуши Веретенникова, мужиков, которые покупают лубочные картинки, чтобы украсить избу.

Средства создания образов (черты реализма)

В разработке образных тем поэт поэтом используются следующие выразительные средства

  •  портрет

Яким Нагой:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – коса древесная,

А волосы – песок.

  • речевая характеристика

( афористичность речи Савелия: “Клейменый, а не раб”, “Наши топоры лежали до поры”, “Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть” и других героев поэмы)

  •  открытая авторская оценка

( “Памяти Добролюбова”: “Природа-мать! Когда б таких людей ты не рождала б миру, заглохла б нива жизни!”)

  • отношение других героев к персонажу (глава “Помещик”, ее герой Оболт-Оболдуев, отношение к его рассказу странников ).

Наша презентация

Некрасов остался в русской литературе как:

  • поэт народной судьбы,
  • защитник народа,
  • певец революционеров-демократов и российской интеллигенции.

Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. “Наша библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.