Поэзия Некрасова оказала несомненное влияние как на умонастроения интеллигенции второй половины ХIХ века, так и на развитие русской литературы этого и последующего веков
Реализм лирики Н.Некрасова
Новый тип героев и образ Музы
Поэт Некрасов выводит в своих стихотворных произведениях новых героев:
- народ как общее представление
(“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”, “Где народ, там и стон…”)
- и как образы конкретных людей из народа
(герои поэм “Мороз Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо?”).
Черты реализма здесь – это типичность
- обстановки (пореформенная Россия и ее судьба),
- судеб крестьянства,
- судеб новой интеллигенции,
- характеров и обстоятельств (например, судьба крестьянки Дарьи, у которой умирает муж, судьба Матрены Тимофеевны ).
У поэта обнаруживается также и новое решение традиционного поэтического образа Музы – это простая русская крестьянка,
“кнутом иссеченная Муза”.
Сочетание типического и индивидуального у Некрасова можно проследить на судьбе Матрены Тимофеевны:
- солдатка,
- мать, у которой погибает сын, а его труп вскрывают на ее глазах,
также это разрушительные пожары, неурожаи.
Гражданская тема в лирике
Некрасов -родоначальник особой поэзии – гражданской, для которой нет запретных и неполитических тем:
- Преобразование жанра элегии
(стихотворение “Элегия” посвящено социальной теме освобождения крестьянства: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”)
- Во всех произведениях декларация социальной несправедливости.
(“Крестьянские дети” – образ “мужичка с ноготок” – детский труд, наделение землей только мужчин -“Всего в семье мужиков-то отец мой да я”).
- Особый тип положительного героя – революционера-демократа. Идеалы – такие люди, как Добролюбов Чернышевский – люди, без остатка отдающие себя делу освобождения народа. Одно из основных качеств таких людей – жертвенность
(” Иди и гибни безупречно, умрешь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь”).
- Любое явление российской жизни оценивается с социальной, гражданской точки зрения. Образ народа-страдальца, народа-творца. Описывается также и его рабская покорность
( Яков Верный, герои “Размышлений у парадного подъезда”), долготерпение ( Савелий, богатырь святорусский), пьянство ( Яким Нагой – ” до смерти работает , до полусмерти пьет”).
Своеобразное композиционное решение поэзии Некрасова и фольклорные элементы
В его произведениях можно выделить определенное своеобразие в композиционном подходе и использовании фольклора:
- Композиция. Многие произведения строятся как рассказ о каком-либо событии, которое имеет свое начало и конец( поэмы “Мороз Красный нос”, “Коробейники”). Особое место композиции поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”.
- Использование фольклорных мотивов и в композиции, и в языке поэмы.
Цель сказочного зачина (наиболее полно отражает задачу автора) – показать жизнь России после отмены крепостного права. Он определяет дальнейшую структуру поэмы – путешествие мужиков, ищущих счастливого человека. Данная композиция позволяет автору нарисовать панораму народной жизни, создать образы, помещиков, крестьян, разночинцев, духовенства.
- Роль второстепенных персонажей.
Крупномасштабная картина народной жизни в “Кому на Руси жить хорошо?”. Например, главы “Сельская ярмонка” и “Пьяная ночь”: образы “старообрядки злющей”, которая все напасти видит в том, что
“бабы начали рядиться в ситцы красные”,
“тихонького парня”,
который закопал поддевку новую, думая, что хоронит матушку, крестьянки Дарьюшки, которая с каждым годом становится худее, сама она сравнивает свою судьбу с веретеном:
“Не веретенце, друг, вот то, что больше крутится пузатее становится, в я так день деньской…”,
собирателя фольклора Павлуши Веретенникова, мужиков, которые покупают лубочные картинки, чтобы украсить избу.
Средства создания образов (черты реализма)
В разработке образных тем поэт поэтом используются следующие выразительные средства
- портрет
Яким Нагой:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – коса древесная,
А волосы – песок.
- речевая характеристика
( афористичность речи Савелия: “Клейменый, а не раб”, “Наши топоры лежали до поры”, “Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть” и других героев поэмы)
- открытая авторская оценка
( “Памяти Добролюбова”: “Природа-мать! Когда б таких людей ты не рождала б миру, заглохла б нива жизни!”)
- отношение других героев к персонажу (глава “Помещик”, ее герой Оболт-Оболдуев, отношение к его рассказу странников ).
Наша презентация
Некрасов остался в русской литературе как:
- поэт народной судьбы,
- защитник народа,
- певец революционеров-демократов и российской интеллигенции.
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша библиотека”)