Поэзия Некрасова оказала несомненное влияние как на умонастроения интеллигенции второй половины ХIХ века, так и на развитие русской литературы этого и последующего веков
Реализм лирики Н.Некрасова
Новый тип героев и образ Музы
Поэт Некрасов выводит в своих стихотворных произведениях новых героев:
- народ как общее представление
(«Народ освобожден, но счастлив ли народ?», «Где народ, там и стон…»)
- и как образы конкретных людей из народа
(герои поэм «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?»).
Черты реализма здесь — это типичность
- обстановки (пореформенная Россия и ее судьба),
- судеб крестьянства,
- судеб новой интеллигенции,
- характеров и обстоятельств (например, судьба крестьянки Дарьи, у которой умирает муж, судьба Матрены Тимофеевны ).
У поэта обнаруживается также и новое решение традиционного поэтического образа Музы — это простая русская крестьянка,
«кнутом иссеченная Муза».
Сочетание типического и индивидуального у Некрасова можно проследить на судьбе Матрены Тимофеевны:
- солдатка,
- мать, у которой погибает сын, а его труп вскрывают на ее глазах,
также это разрушительные пожары, неурожаи.
Гражданская тема в лирике
Некрасов -родоначальник особой поэзии — гражданской, для которой нет запретных и неполитических тем:
- Преобразование жанра элегии
(стихотворение «Элегия» посвящено социальной теме освобождения крестьянства: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»)
- Во всех произведениях декларация социальной несправедливости.
(«Крестьянские дети» — образ «мужичка с ноготок» — детский труд, наделение землей только мужчин -«Всего в семье мужиков-то отец мой да я»).
- Особый тип положительного героя — революционера-демократа. Идеалы — такие люди, как Добролюбов Чернышевский — люди, без остатка отдающие себя делу освобождения народа. Одно из основных качеств таких людей — жертвенность
(» Иди и гибни безупречно, умрешь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь»).
- Любое явление российской жизни оценивается с социальной, гражданской точки зрения. Образ народа-страдальца, народа-творца. Описывается также и его рабская покорность
( Яков Верный, герои «Размышлений у парадного подъезда»), долготерпение ( Савелий, богатырь святорусский), пьянство ( Яким Нагой — » до смерти работает , до полусмерти пьет»).
Своеобразное композиционное решение поэзии Некрасова и фольклорные элементы
В его произведениях можно выделить определенное своеобразие в композиционном подходе и использовании фольклора:
- Композиция. Многие произведения строятся как рассказ о каком-либо событии, которое имеет свое начало и конец( поэмы «Мороз Красный нос», «Коробейники»). Особое место композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
- Использование фольклорных мотивов и в композиции, и в языке поэмы.
Цель сказочного зачина (наиболее полно отражает задачу автора) — показать жизнь России после отмены крепостного права. Он определяет дальнейшую структуру поэмы — путешествие мужиков, ищущих счастливого человека. Данная композиция позволяет автору нарисовать панораму народной жизни, создать образы, помещиков, крестьян, разночинцев, духовенства.
- Роль второстепенных персонажей.
Крупномасштабная картина народной жизни в «Кому на Руси жить хорошо?». Например, главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»: образы «старообрядки злющей», которая все напасти видит в том, что
«бабы начали рядиться в ситцы красные»,
«тихонького парня»,
который закопал поддевку новую, думая, что хоронит матушку, крестьянки Дарьюшки, которая с каждым годом становится худее, сама она сравнивает свою судьбу с веретеном:
«Не веретенце, друг, вот то, что больше крутится пузатее становится, в я так день деньской…»,
собирателя фольклора Павлуши Веретенникова, мужиков, которые покупают лубочные картинки, чтобы украсить избу.
Средства создания образов (черты реализма)
В разработке образных тем поэт поэтом используются следующие выразительные средства
- портрет
Яким Нагой:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — коса древесная,
А волосы — песок.
- речевая характеристика
( афористичность речи Савелия: «Клейменый, а не раб», «Наши топоры лежали до поры», «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть» и других героев поэмы)
- открытая авторская оценка
( «Памяти Добролюбова»: «Природа-мать! Когда б таких людей ты не рождала б миру, заглохла б нива жизни!»)
- отношение других героев к персонажу (глава «Помещик», ее герой Оболт-Оболдуев, отношение к его рассказу странников ).
Наша презентация
Некрасов остался в русской литературе как:
- поэт народной судьбы,
- защитник народа,
- певец революционеров-демократов и российской интеллигенции.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)