Реализм поэзии Н.А.Некрасова

Поэзия Некрасова оказала несомненное влияние как на умонастроения интеллигенции второй половины ХIХ века, так и на развитие русской литературы этого и последующего веков

Реализм лирики Н.Некрасова

Новый тип героев и образ Музы

Поэт Некрасов выводит в своих стихотворных произведениях новых героев:

  • народ как общее представление

(«Народ освобожден, но счастлив ли народ?», «Где народ, там и стон…»)

  • и как образы конкретных людей из народа

(герои поэм «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?»).

Черты реализма здесь — это типичность

  • обстановки (пореформенная Россия и ее судьба),
  • судеб крестьянства,
  • судеб новой интеллигенции,
  • характеров и обстоятельств (например, судьба крестьянки Дарьи, у которой умирает муж, судьба Матрены Тимофеевны ).

У поэта обнаруживается также и  новое решение традиционного поэтического образа Музы — это простая русская крестьянка,

«кнутом иссеченная Муза».

Сочетание типического и индивидуального у Некрасова можно проследить на судьбе Матрены Тимофеевны:

  • солдатка,
  • мать, у которой погибает сын, а его труп вскрывают на ее глазах,

также это разрушительные пожары, неурожаи.

Гражданская тема в лирике

Некрасов -родоначальник особой поэзии — гражданской, для которой нет запретных и неполитических тем:

  • Преобразование жанра элегии

(стихотворение «Элегия» посвящено социальной теме освобождения крестьянства: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»)

  • Во всех произведениях декларация социальной несправедливости.

(«Крестьянские дети» — образ «мужичка с ноготок» — детский труд, наделение землей только мужчин -«Всего в семье мужиков-то отец мой да я»).

  • Особый тип положительного героя — революционера-демократа. Идеалы — такие люди, как Добролюбов Чернышевский — люди, без остатка отдающие себя делу освобождения народа. Одно из основных качеств таких людей — жертвенность

(» Иди и гибни безупречно, умрешь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь»).

  • Любое явление российской жизни оценивается с социальной, гражданской точки зрения. Образ народа-страдальца, народа-творца. Описывается также и его рабская покорность

( Яков Верный, герои «Размышлений у парадного подъезда»), долготерпение ( Савелий, богатырь святорусский), пьянство ( Яким Нагой — » до смерти работает , до полусмерти пьет»).

Своеобразное композиционное решение поэзии Некрасова и фольклорные элементы

В его произведениях можно выделить определенное своеобразие в композиционном подходе и использовании фольклора:

  • Композиция. Многие произведения строятся как рассказ о каком-либо событии, которое имеет свое начало и конец( поэмы «Мороз Красный нос», «Коробейники»). Особое место композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
  • Использование фольклорных мотивов и в композиции, и в языке поэмы.

Цель сказочного зачина (наиболее полно отражает задачу автора) — показать жизнь России после отмены крепостного права. Он определяет дальнейшую структуру поэмы — путешествие мужиков, ищущих счастливого человека. Данная композиция позволяет автору нарисовать панораму народной жизни, создать образы, помещиков, крестьян, разночинцев, духовенства.

  • Роль второстепенных персонажей.

Крупномасштабная картина народной жизни в «Кому на Руси жить хорошо?». Например, главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»: образы «старообрядки злющей», которая все напасти видит в том, что

«бабы начали рядиться в ситцы красные»,

«тихонького парня»,

который закопал поддевку новую, думая, что хоронит матушку, крестьянки Дарьюшки, которая с каждым годом становится худее, сама она сравнивает свою судьбу с веретеном:

«Не веретенце, друг, вот то, что больше крутится пузатее становится, в я так день деньской…»,

собирателя фольклора Павлуши Веретенникова, мужиков, которые покупают лубочные картинки, чтобы украсить избу.

Средства создания образов (черты реализма)

В разработке образных тем поэт поэтом используются следующие выразительные средства

  •  портрет

Яким Нагой:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — коса древесная,

А волосы — песок.

  • речевая характеристика

( афористичность речи Савелия: «Клейменый, а не раб», «Наши топоры лежали до поры», «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть» и других героев поэмы)

  •  открытая авторская оценка

( «Памяти Добролюбова»: «Природа-мать! Когда б таких людей ты не рождала б миру, заглохла б нива жизни!»)

  • отношение других героев к персонажу (глава «Помещик», ее герой Оболт-Оболдуев, отношение к его рассказу странников ).

Наша презентация

Некрасов остался в русской литературе как:

  • поэт народной судьбы,
  • защитник народа,
  • певец революционеров-демократов и российской интеллигенции.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.