Реализм Н.А.Некрасова

План-алгоритм сочинения

1. Вступление.

Поэзия Некрасова оказала несомненное влияние как на умонастроения интеллигенции второй половины Х1Х века, так и на развитие русской поэзии этого и последующего веков.

П. Основная часть.

1. Герои поэзии Некрасова

  • народ как общее представление

(«Народ освобожден, но счастлив ли народ?», «Где народ, там и стон…»)

  • и как образы конкретных людей из народа

(герои поэм «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?»).

Типичность обстановки ( пореформенная Россия и ее судьба), типичность судеб крестьянства, типичность судеб новой интеллигенции, типичность характеров и обстоятельств (например, судьба крестьянки Дарьи, у которой умирает муж, судьба Матрены Тимофеевны ).

Новое решение традиционного поэтического образа Музы — это русская крестьянка, «кнутом иссеченная Муза».

2. Сочетание типического и индивидуального. Судьба Матрены Тимофеевны: солдатка, мать, у которой погибает сын и его труп вскрывают на глазах матери, пожары, неурожаи.

3. Некрасов — поэт гражданской темы.

Некрасов -родоначальник особой поэзии — поэзии гражданской, для которой нет запретных и неполитических тем.

  • Преобразование жанра элегии

(стихотворение «Элегия» посвящено социальной теме освобождения крестьянства: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»)

  • Во всех произведениях декларация социальной несправедливости.

(«Крестьянские дети» — образ «мужичка с ноготок» — детский труд, наделение землей только мужчин -«Всего в семье мужиков-то отец мой да я»).

  • Особый тип положительного героя — революционера-демократа. Идеалы — такие люди, как Добролюбов, Чернышевский — люди, без остатка отдающие себя делу освобождения народа. Одно из основных качеств таких людей — жертвенность

(» Иди и гибни безупречно, умрешь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь»).

  • Любое явление российской жизни оценивается с социальной, гражданской точки зрения. Образ народа- страдальца, народа-творца. Но и рабская покорность

( Яков Верный, герои «Размышлений у парадного подъезда»), долготерпение ( Савелий, богатырь святорусский), пьянство ( Яким Нагой — » до смерти работает , до полусмерти пьет»).

  • Композиция. Многие произведения строятся как рассказ о каком-либо событии, которое имеет свое начало и конец( поэмы «Мороз Красный нос», «Коробейники»). Особое место композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
  • Использование фольклорных мотивов и в композиции, и в языке поэмы.

Цель сказочного зачина ( наиболее полно отражает задачу автора) — показать жизнь России после отмены крепостного права. Зачин определяет дальнейшую структуру поэмы — путешествие мужиков, ищущих счастливого человека. Данная композиция позволяет автору нарисовать панораму народной жизни, создать образы, помещиков, крестьян, разночинцев, духовенства.

  • Роль второстепенных персонажей. Крупномасштабная картина народной жизни в «Кому на Руси жить хорошо?». Например, главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»: образы «старообрядки злющей», которая все напасти видит в том, что

«бабы начали рядиться в ситцы красные», «тихонького парня»,

который закопал поддевку новую, думая, что хоронит матушку, крестьянки Дарьюшки, которая с каждым годом становится худее, сама она сравнивает свою судьбу с веретеном:

«Не веретенце, друг, вот то, что больше крутится пузатее становится, в я так день деньской…»,

собирателя фольклора Павлуши Веретенникова, мужиков, которые покупают лубочные картинки, чтобы украсить избу.

4. Средства создания образов :

А) портрет

Яким Нагой:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — коса древесная,

А волосы — песок.

Б) речевая характеристика

( афористичность речи Савелия: «Клейменый, а не раб», «Наши топоры лежали до поры», «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть» и других героев поэмы)

В) открытая авторская оценка

( «Памяти Добролюбова»: «Природа-мать! Когда б таких людей ты не рождала б миру, заглохла б нива жизни!»)

Г) отношение других героев к персонажу ( глава «Помещик», ее герой Оболт-Оболдуев, отношение к его рассказу странников ).

Ш. Заключение.

Некрасов как поэт народной судьбы, поэт — защитник народа, поэт революционеров-демократов и российской интеллигенции.

 

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

(см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Реализм Н.А.Некрасова

  1. Андрей говорит:

    Случайно натолкнулся на этот пост, и обомлел) вот эти план-алгоритмы великая вещь! современным школьникам/студентам писать/работать с ними просто удовольствие, хотя хрестоматией тут уже не обойтись

  2. Уведомление: Творчество М.П.Мусоргского - произведения, жанры, анализ

  3. Уведомление: темы сочинений - Н.А.Некрасов

  4. Уведомление: Ф. М. Достоевский и развитие русской критики

Добавить комментарий