И.С.Тургенев. «Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину. Это тип разночинца-демократа. Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

 В этом замечательном человеке ( прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем , что его дед был крепостным («Мой дед землю пахал», с гордостью заявляет герой). Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все герои романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом будущей выдающейся деятельности героя.

Базаров — разночинец. И эти, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила роявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром Писарев писал:

» Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Евгений — человек дела. Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во всем: в отношении к обитателям Марьина, в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу, в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа. Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к герою уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью ( уважая их отношение к религии, прося Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но на всем, как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины Х1Х века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции Чернышевского

(» Прекрасно то, что полезно»).

Герой  отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Практика является критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений — человек идеи. Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Автор неоднозначно относится к своему герою. С одной стороны,

«Базаров — мое любимое детище»,

— писал Тургенев. С другой стороны, все построение романа, вся система образов, все художественные средства говорят о том, что герой как нигилист чужд писателю. Наверное, справедливым будет сказать, что

  • Базаров-человек интересен автору, нравится ему;
  • Базаров-нигилист чужд Тургеневу, хотя и интересен.

Автор показывает, как, соприкасаясь с действительностью, рушится философия образа Евгения. Силой своей убежденности он побеждает Павла Петровича в спорах, хотя ничего и не доказывает. Но герой в романе одинок, у него нет последователей: нельзя считать последователями Аркадия, на котором его идеи

 «болтаются, как одежда с чужого плеча»,

который, женясь на Кате, забывает своего учителя, или Ситникова с Кукшиной, само появление которых в романе гротескно. Доведенные до абсурда идеи нигилизма — вот смысл образов этих героев.

Но самое жизненное испытание героя — испытание любовью — рушит теорию. Автор три раза заставляет Базарова приехать в Марьино, в Никольское, в родительский дом. Любовь, охватившая Евгения, «пробила брешь» в его теории. Он стал осознавать романтика в самом себе, в выражении лица Одинцовой он уже видит что-то особенное ( это он, говоривший, что никаких загадочных взоров не существует), перед смертью, обращаясь к Одинцовой, Базаров начинает говорить языком поэтов:

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»

(он, призывавший Аркадия не говорить красиво).

Вторая часть романа строится как опровержение теории героя. Если первая часть знакомит нас с его образом как нигилиста, то вторая рассказывает о нем  как человеке. Изменяются его отношения с людьми, меняется его отношения к людям. Его благородство после дуэли признает даже Павел Петрович. Не может не признать его благородства и силы характера. Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так природа, вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация по теме:

Тургенев — один из великих русских писателей. Герой его романа неоднозначен. Недаром сам роман вызвал массу отрицательных откликов и либералов, и революционеров-демократов. Позиция автора, как уже говорилось, не высказана прямолинейно. Характер героя проявляется в портрете ( балахон Евгения, обнаженная красная рука, лицо, выражавшее «самоуверенность и ум» и т.д.), в его речи, зачастую афористичной

(«Друг Аркадий, не говори красиво», «Рафаэль ломаного гроша не стоит», «Всякий человек сам себя воспитать должен»),

в отношении к нему других героев, их отзывах.

Тургенев создал роман, который и сейчас читается как достаточно современная вещь. Его главный герой заставляет современного читателя, думающего о судьбах и истории России, еще раз задуматься о теориях, которые оказываются сильнее человеческой личности, и о роли этих теорий в нашей истории

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев: И.С.Тургенев. «Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

  1. Тургенева И.С. всегда любил. Он охотник, и, я думаю, что рыбак тоже. Хотя они -господа- не рыбачили. Очень долго искал у Вас комментарии, по-моему, неудобно? А в остальном приятный сайт!!! Да и защиту зря Вы поставили ученики и студенты часто копируют тексты а так Вы их теряете!!!

  2. Сергей говорит:

    А почему я не могу скопировать этот текст? Что за беспредел?

  3. kult говорит:

    1. Беспредел у вас в сознании, юноша. Скверная привычка к халяве в интернете.
    2. Насчет получения наших текстов смотрите здесь — http://velikayakultura.ru/kak-poluchit-nashi-sochineniya
    3. Но ввиду вашего беспредельного отношения вам мы не поможем.
    4. удачи!

  4. Konstantin говорит:

    Извините пожалуйста, не подскажите как скопировать вашу статью, очень нужно! Пожалуйста!

  5. kult говорит:

    пишите в «обратной связи» или стучите в аську 452 683 697

  6. Ольга говорит:

    Замечательный сайт! Хороший материал,доступно,интересно изложен.Спасибо ОГРОМНОЕ! Воспользуюсь,скорее всего, обратной связью.

  7. mailo говорит:

    Спасибо…….Сайт ОТЛИЧНЫЙ.

  8. елена говорит:

    Спасибо большое организаторам сайта,он отличный и очень мне помог.я им немедленно воспользуюсь)))

  9. Уведомление: Д.И.Писарев как русский критик

Добавить комментарий