В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» автор выступает в роли повествователя и практически не занимает открытую авторскую позицию. Его взгляды, отношения к героям проявляются в композиционных особенностях романа, в средствах подачи образов, редко в открытых авторских высказываниях.
Образ автора в романе Тургенева «Отцы и дети»
Неоткрытость авторской позиции вызвала обвинения против него со стороны с его современников: и либералов, и демократов, и консерваторов. Эти нападки вызвали необходимость для Тургенева объясниться, появилась статья ” По поводу “Отцов и детей”. В ней писатель прежде всего определил свое отношение к главному герою – Базарову.
” В этом замечательном человеке воплотилось -на мои глаза – едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно”. В то же время сам писатель признавался: “Базаров – любимое мое детище”.
Тем самым он как бы заявлял об огромном труде, огромной заинтересованности, которую вызывал у него тип такого человека, как Базаров.
Но читатель постепенно догадывается, что писатель не разделяет позиций героя.
Отношение автора к позиции Базарова
Тургеневу-человеку и писателю – глубоко чужда философия отрицания:
грубый материализм, исповедуемый героем, проповедует, что искусство не нужно, любовь – только физиологическое влечение, природа – только мастерская, и человек в ней работник, все люди одинаковы, как деревья в лесу.
В то же время фигура Базарова получилась такой сильной, такой человечески привлекательной, какими не являются фигуры других героев. Автор использует композицию романа для того,чтобы высказать свою точку зрения и опровергнуть взгляды своего главного героя.
Так, Тургенев проводит своего героя дважды по одним и тем же местам: Марьино, Никольское, родительский дом, но второй раз в одно и то же место возвращается уже иной Базаров. Главный персонаж, впервые приехавший в Марьино, уверен в себе, он только снисходит до разговоров, споров с Павлом Петровичем. За ним – сила. Недаром после фразы Базарова об отрицании “Все” Павел Петрович дрогнул. Второй раз приехав в Марьино, он, уже глубоко любящий Одинцову, не спорит, а работает, пытается забыть любовь, свести ее к физиологии (сцена с Фенечкой), соглашается на дуэль с Павлом Петровичем, отрицая дуэли как таковые, оказывает помощь раненному, вызвав слова благодарности даже у своего идеологического оппонента
(“Вы поступили благородно”).
Полюбив Одинцову, этот персонаж, отрицающий в любви возвышенные чувства и признающий только физиологию, начинает ” сознавать романтика в самом себе”. Меняется и его отношение к родителям: от досады к примирению и выражению чувства любви. Смерть же возвышает его над другими, делает героем, показывает его могучую натуру. Недаром Д.И.Писарев писал:
“Умереть так, как умер Базаров, все равно что совершить великий подвиг”.
Идейным противником Базарова является Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, автор разделяет его отношение к теориям Базарова. Но сам ход повествования, ироническое отношение автора к манерам, истории любви, поведению старшего Кирсанова позволяют говорить, что автор не считает позицию этого героя верной. Порой в отношении писателя проскальзывает явная ирония, например, при описании одежды героя:
” Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда, не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок”.
Значительно более близок автору – младший Кирсанов – Николай Петрович. Тургеневу близки его стремления к изменениям жизни, стремление понять новое поколение, почувствовать его силу. Когда после спора Базарова и Павла Петровича Николай Петрович выходит в сад и видит красоту летнего вечера, мы чувствуем вместе с автором правоту героя.
Нежизненность философской программы главного персонажа подтверждают и второстепенные персонажи – Ситников и Кукшина. Если по отношению к Базарову Тургенев никогда не иронизирует, то портреты этих героев выдают явную авторскую неприязнь.
” Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица…”
– это о Ситникове.
” В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”
– это о Кукшиной.
Позиция Тургенева в отношении остальных персонажей романа «Отцы и дети»
Автор подчас сурово судит своих героев. Фигура Анны Сергеевны Одинцовой вызывает интерес и писателя, и читателя, ведь она так не похожа на тургеневских девушек предыдущих романов. Авторское отношение проскальзывает, например, в его высказывании о судьбе Анны Сергеевны в эпилоге. Говоря о замужестве Одинцовой, Тургенев пишет:
” Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви”.
Спокойствие, которое Анна Сергеевна ценит больше всего на свете, неприемлемо для писателя.
Представляется, что наиболее явную позицию занимает Тургенев в эпилоге романа. При описании могилы Базарова звучат трагические и философские ноты. Тщетность человеческого стремления познать и изменить мир, величие природы по сравнению с суетностью человеческой жизни – вот кредо автора.
“Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…”.
Автор-повествователь в романе “Отцы и дети” вызывает неизменное уважение взвешенностью своей позиции, неангажированностью по отношению к тем социальным процессам, которые проходили в пореформенной России.