В основе образной системы романа «Отцы и дети» – антагонизм социальных групп – дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). Герой Евгений Базарова дан Тургеневым как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.
Образная система романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”
Главный герой романа – Евгений Базаров – это центр образной системы
- Новизна социального типа, его идей, сила характера, природный ум – ставят этого персонажа в центр романа;
- Характеристика нигилизма Базарова:
- отрицание авторитетов,
- примат практики над умозрительностью,
- отрицание искусства, красот природы,
- критерий полезности каждого вида – это его деятельность
- сведение любви к физиологическому явлению, природы – к мастерской, всех людей к одинаковости, как и деревьев в лесу.
Система образов (наравне с композицией) используется автором как средство развенчания теории главного героя
А) Образы-антагонисты (старшие Кирсановы) :
- Павел Петрович как идейный противник Базарова, отношение автора к этому образу (узость позиций, слабость аргументации, позиция Павла Петровича как такая же крайность, что и позиция Базарова);
- Николай Петрович демонстрирует стремление понять молодое поколение, внести коррективы в организацию жизни, но он опровергает теорию Базарова и дышит (скорее интуитивно) любовью к поэзии, музыке, чувству к красоте природы.
Б) Образы мнимых союзников Базарова:
- Аркадий Кирсанов – представитель молодого поколения, которому свойственно увлекаться новыми течениями, идеями. Судьба Аркадия подчеркивает одиночество главного героя;
- Ситников и Кукшина как пародия на теорию Базарова, люди, стремящиеся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям. Здесь мы наблюдаем ироническое отношение автора к образам;
В) Женские образы как испытание героя любовью:
- Одинцова – необычность данного образа для Тургенева, красота и сила характера, поражение Базарова в схватке с любовью, стремление к покою в жизни как основа существования;
- Катя, сестра Одинцовой, как отражение характера сестры, образ, необходимый для избавления Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
- Фенечка – образ трогательной женщины из народа, оттеняет отношения старших Кирсановых, служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича, показывает стремление героя забыть несчастную любовь, сведя чувство к физиологии.
Г) Образы родителей главного персонажа как отражение противоречий между старым и молодым поколением выявляют различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.
Д) Второстепенные образы:
- Дуняша и Петр, слуги в имении Кирсановых, подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина Отражают разнообразные народные характеры;
- Образы мужиков, с которыми беседует Базаров, отражают демократизм героя, с одной стороны, с другой – наивную веру героя в то, что он знает народ.
Наша презентация
Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.