В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» – конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.
Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Противопоставление – это основной композиционный прием произведения.
Контраст задан:
- заглавием – «Отцы и дети»,
- образами главных героев – Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа.
Он проявляется также в повторении “маршрута” Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).
Конфликт между “отцами” (либералами) и “детьми” (революционерами-демократами) проступает в завязке романа – описании внешности Базарова и Павла Петровича:
- красная, обветренная рука Базарова – белая аристократическая рука Павла Петровича,
- балахон Базарова – аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.
“…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”, “Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”.
Композиция романа «Отцы и дети»
Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.
Х глава – кульминация идеологических споров героев
Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.
Цель – все разрушить, “место очистить”.
ХХIV глава – кульминация личностных отношений
А именно – между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.
“…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически”.
Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:
“Вы поступили благородно”.
Цель композиционного построения – развенчание теории героя
Один из пунктов – испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой
… этакое богатое тело! – хоть сейчас в анатомический театр”,
в усадьбе Одинцовой (“Базаров сознавал романтика в самом себе”), теория любви (Базаров – Аркадию:
“Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля клином не сошлась”
ХШ глава – кульминация отношений
В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:
“Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал”.
Перед смертью герой говорит Одинцовой:
“Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
Роль глав ХII- ХШ
Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с “последователями” Базарова – Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова :
“Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.
Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:”… слава Богу у меня нет детей”, бездетная Кукшина – символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.
Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями
Первый приезд – герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя – изменение отношения к родителям
“Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать”.
Смерть героя
Кончина Базарова – это крах идей нигилизма
“И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта – как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет. …Все равно вилять хвостом не стану”, с другой стороны, в нем просыпается настоящая человеческая натура
(не показать своих страданий, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии).
“Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг” (Д.И.Писарев).
Композиционная роль эпилога
Это авторский взгляд на будущее России:
а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),
б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),
в) Судьба Павла Петровича – итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),
г) Судьба Одинцовой – еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.
д) Описание могилы Базарова – декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность
“Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”
Сюжет и композиция романа “Отцы и дети” помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.