Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»

 В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» – конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.

Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Противопоставление – это основной композиционный прием произведения.

Контраст задан:

  • заглавием – «Отцы и дети»,
  • образами главных героев – Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа.

Он проявляется также в повторении “маршрута” Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).

Конфликт между “отцами” (либералами) и “детьми” (революционерами-демократами) проступает в завязке романа – описании внешности Базарова и Павла Петровича:

  • красная, обветренная рука Базарова – белая аристократическая рука Павла Петровича,
  • балахон Базарова – аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.

“…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”, “Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”.

Композиция романа «Отцы и дети»

Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.

Х глава – кульминация идеологических споров героев

Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.

Цель – все разрушить, “место очистить”.

ХХIV глава – кульминация личностных отношений

А именно – между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.

“…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически”.

Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:

“Вы поступили благородно”.

Цель композиционного построения – развенчание теории героя

Один из пунктов – испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой

 … этакое богатое тело! – хоть сейчас в анатомический театр”,

в усадьбе Одинцовой (“Базаров сознавал романтика в самом себе”), теория любви (Базаров – Аркадию:

“Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля клином не сошлась”

ХШ глава – кульминация отношений

В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:

“Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал”.

Перед смертью герой говорит Одинцовой:

“Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Роль глав ХII- ХШ

Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с “последователями” Базарова Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова :

“Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.

Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:”… слава Богу у меня нет детей”, бездетная Кукшина – символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.

Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

Первый приезд – герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя – изменение отношения к родителям

“Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать”.

Смерть героя

Кончина Базарова  – это крах идей нигилизма

“И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта – как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет. …Все равно вилять хвостом не стану”, с другой стороны, в нем просыпается настоящая человеческая натура

(не показать своих страданий, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии).

“Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг” (Д.И.Писарев).

Композиционная роль эпилога

Это авторский взгляд на будущее России:

а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),

б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),

в) Судьба Павла Петровича – итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),

г) Судьба Одинцовой – еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

д) Описание могилы Базарова – декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность

“Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

Сюжет и композиция романа “Отцы и дети” помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.