И.С.Тургенев. «Реализм романа «Отцы и дети»

Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для творчества писателя характерно как постижение народной жизни и народных типов в «Записках охотника», так и новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербость исторических веяний.

Черты реализма в романе «Отцы и дети»

Характерная черта творчества Тургенева — отражение типичных для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию ( «Рудин», «Дым»).

Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — Евгений Базаров. В Базарове воплотились черты революционеров -демократов 60-х годов ( позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п; эстетические взгляды героя близки к взглядам Чернышевского

«Прекрасно то, что полезно»;

эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека).

Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова —

выражено наиболее рельефно: судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора; судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.

В романе отсутствует внешняя авторская оценка ( недаром волна критики обрушилась на Тургенева и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем). Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев ( высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой). Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна.

Роман простроен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримые антагонисты. Ходом сюжета Тургенев доказывает, что позиции и того и другого героя слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.

В основе композиции — конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так за безапелляционными суждениями Базарова о любви, об отношении к женщине ( Базаров об Одинцовой:

«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)

следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с позицией Базарова. Жизнь многообразнее утверждения нигилиста. Комопозиция романа может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Это позволяет Тургеневу показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.

Система образов романа… Здесь важны все персонажи. Так Павел Петрович — главный противник Базарова. Николай Петропич, Аркадий _ это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет. Любовь к Одинцовой — испытание и для нее и для Базарова. Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.

В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог ( примат вечной природы на смертным человеком в описании могилы Базарова, кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове, описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича, далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека, судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров).

Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей (описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений, красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе, а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме; фраза Базарова »

«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»

должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться; многие фразы Базарова представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся

(» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»),

что свидетельствует о продуманности нигилизма героя, а также о его несомненном даровании .

Реализм Тургенева, в том числе и в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого литературного направления. Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть роман русского писателя и оценить его прозорливость.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий