И.С. Тургенев – мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. “Записки охотника” – это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев “Записок”.
Природа в романе «Отцы и дети»
Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.
Описания природы в начале романа как тон общего замысла
Действие романа начинается в конце мая.
В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое – подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ
“Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, “покривившиеся сарайчики”, “Церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами”, “Мужички… обтреханные, на плохих клячонках”….
Но за этим описанием сразу следует иное: “весна брала свое”. И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе
“все…золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка”, “Красиво чернея,… гуляли грачи”, повсюду… заливались жаворонки”…
Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой
“понемногу ослабевая, исчезали его размышления”.
Так задана главная доминанта произведения – теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.
Восприимчивость к природе как характеристика персонажей
Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.
Николай Петрович размышляет о том, что
“за молодыми есть…какое-то преимущество перед нами”.
Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,
как” можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе”.
И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова
“Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…”, на небе “уже роились и перемигивались звезды”.
Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты
“в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не рожден был романтиком”.
Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.
Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»
Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…
“Утро было славное, свежее, “- пишет Тургенев. Тишина и покой природы ( “легкая пыль лежала на ней – дороге – , еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою”).
Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной прекрасной природной красоты.
В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои
(“Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед… ровная тень обвивала Аркадия и Катю, только изредка в ее волосах зажигалась яркая полоска”).
Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней
(…предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной силы, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих”).
Тургенев как бы невзначай роняет “знакомо каждому”, говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.
Описание могилы Базарова как картины вечности
Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров. Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто
(“Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии “равнодушной ” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”).
Именно описания природы помогают автору вывести роман «Отцы и дети» за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных вопросов красоты и истины.