Культура как виртуальная реальность

Интересно, что виртуальная реальность родилась не вместе с компьютером, а сопровождала человека с самой что ни есть древности! И языки данного феномена реальности известны человеку давно, поскольку созданы им самим, начиная с момента первого означивания внешнего мира.

Больше того, вся человеческая культура с сотворения мира и до его завершения и преобразования по сути своей – виртуальное явление!
Доказательства?

Практически вся культура производит:

а) симулякры– псевдовещи, отличающиеся лишь различной символической значимостью; (сравним историю: артефакт- подделка- копия — симулякр)
б) симуляции – псевдодействия, действия имитирующие «утилитарные функциональные действия»;
в) построение мифологической картины мира где все внутренние связи «повторяются» и «объясняются» привычными социальными связями самого человека. (например, все самые фантастические виртуальные персонажи живут и действуют строго по человеческой программе. А иначе они были бы нам неинтересны..)
г) описание этой псевдоструктуры – литература, философия, искусство и проч. (А.Я.Флиер)
Кстати, именно здесь можно найти принципиальное отличие культуры от собственно социальной жизни, большей частью имеющей дело с утилитарно-практическими сторонами существования.

Почему культура — это виртуальная реальность?

Начнем со словаря, где

virtus (лат.) обозначает «потенциальный, возможный, сила, энергия» и еще «мнимый, воображаемый».
А собственно виртуальная реальность – это «искусственно созданная среда, в которую можно приникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения, …можно вступать в контакты с другими людьми и с искусственными персонажами» (Культурология. 20 век)

Следовательно,

типы виртуальной реальности можно определить по ее основным формам

  • когда осуществляется манипуляция  реально несуществующими предметами, т.е. симулякрами.
  • сама манипуляция имеет псевдоформу (игра) и происходит с любыми предметами,  и действие направлено на имитацию реальной деятельности, сюда же можно отнести все ритуалы и обряды, имеющие символическое, демонстрационное значение – симуляцию
  • когда выстраивается нарратив с сознательной целью создания выдуманного или неподлинного содержания.

Для чего человеку нужна виртуальная реальность?

Очевидно, что в первую очередь,такая «воображаемая» реальность так же, как и искусство,  способна не просто создавать иное «пространство-время», но и «достоверно» включать в него человека, как участника и творца. Больше того, это «пространство – время» строится человеком по своим собственным законам, которые ему понятны и доступны.

Однако эти открывшиеся широкие интерактивные возможности новой деятельности обуславливают и новые проблемы виртуальной действительности, связанные с психологией человека. Все это формирует также и новую проблематику построения всей картины мира современности.
Разумеется, что очевидный и прогрессирующий «отрыв», в который все больше уходит «потенциально-возможная» реальность от действительности в современном мире, обусловлен большей частью развитием техники – компьютерных систем. Но сама виртуализация знакома человеку давно. Ведь игра, обряды, ритуалы и даже этикет представляют собой также типы виртуальной реальности, точнее  виртуальные формы поведения (А.Я.Флиер).

История понятия виртуальной реальности

Известно, что само понятие «виртуальность» родом из механики, где в 17 веке оно обозначало определенный (математический!) эксперимент, который, как и положено эксперименту происходил намеренно в созданных и ограниченных условиях и для подтверждения или проверки реальных (!) фактов.

В литературе понятие виртуальной реальности присутствует раньше – средневековая схоластика использовала эту категорию в процессе переосмыслении парадигм Платона и Аристотеля.

Но в жизни человека такая реальность началась с момента появления слов. «В конечном счете язык – это форма замещения реальных предметов и событий их символическими названиями, словами, т.е. симулякрами реальных предметов и событий» (А.Я.Флиер). Дальше, по словам ученого, мир слов значительно потеснил мир реальности – философы, богословы, а позже и ученые стали больше заниматься словами, а не реальными сущностями, которые они обозначают. В действительность стали вторгаться и обустраиваться в ней вещи-символы, не имеющие прикладного назначения и служащие лишь для символических статусных обозначений. Сюда же относятся и воинские знаки отличия, и царские атрибуты власти, зримо воплощающие виртуализацию внешнего мира. Затем в это включились симуляционные «процессы» – ритуализированное поведение, социальные игры, имитационные действия. Сейчас мы имеем в свободном доступе компьютерные возможности для создания «собственной» виртуальной реальности, которые, кстати, также становятся ограниченными в виду огромных запросов требуемых мощностей. Однако суть ее от этого не изменяется.

Возможно, новые технологии «воображаемой» реальности лишь добавят ей языков и форм.

Наша презентация

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике "Неожиданная" культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.