Культура как виртуальная реальность

Интересно, что виртуальная реальность родилась не вместе с компьютером, а сопровождала человека с самой что ни есть древности! И языки виртуальной реальности известны человеку давно, поскольку созданы им самим, начиная с момента первого означивания внешнего мира.

Больше того, вся человеческая культура с сотворения мира и до его завершения/преобразования по сути своей – виртуальная культура!
Доказательства?

Практически вся культура производит:

а) симулякры – псевдовещи, отличающиеся лишь различной символической значимостью; (сравним историю: артефакт- подделка- копия — симмулякр)
б) симуляции – псевдодействия, действия имитирующие «утилитарные функциональные действия»;
в) построение мифологической картины мира, где вся внутренние связи «повторяют» и «объясняются» привычными социальными связями самого человека. (например, все самые фантастические виртуальные персонажи живут и действую строго по человеческой программе. А иначе они были бы нам неинтересны..)
г) описание этой псевдоструктуры – литература, философия, искусство и проч. (А.Я.Флиер).
Кстати, именно здесь можно найти принципиальное отличие культуры от собственно социальной жизни, большей частью имеющей дело с утилитарно-практическими сторонами существования.

Что такое виртуальная реальность?

Начнем со словаря, где virtus (лат.) обозначает «потенциальный, возможный, сила, энергия» и еще «мнимый, воображаемый».
А собственно виртуальная реальность – это «искусственно созданная среда, в которую можно приникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения, …можно вступать в контакты с другими людьми и с искусственными персонажами» (Культурология. 20век)

Следовательно,

типы виртуальной реальности можно определить по ее основным формам

  • когда осуществляется манипуляция  реально несуществующими предметами, т.е. симулякрами.
  • сама манипуляция имеет псевдоформу (игра) и происходит с любыми предметами,  и действие направлено на имитацию реальной деятельности, сюда же можно отнести все ритуалы и обряды, имеющие символическое, демонстрационное значение – симуляцию.
  • когда выстраивается нарратив с сознательной целью создания выдуманного или неподлинного содержания.

Для чего человеку нужна виртуальная реальность?

Очевидно, что в первую очередь, виртуальная реальность, так же как и искусство,  способна не просто создавать иное «пространство-время», но и «достоверно» включать в него человека, как участника и творца. Больше того, это «пространство – время» строится человеком по своим собственным законам, которые ему понятны и доступны.

Однако эти открывшиеся широкие интерактивные возможности новой деятельности обуславливают и новые проблемы виртуальной реальности, связанные с психологией человека. Все это формирует также и новую проблематику построения всей картины мира современности.
Разумеется, что очевидный и прогрессирующий «отрыв», в который все больше уходит виртуальная реальность от действительности в современном мире, обусловлен большей частью развитием техники – компьютерных систем. Но сама виртуализация знакома человеку давно. Ведь игра, обряды, ритуалы и даже этикет представляют собой также типы виртуальной реальности, точнее  виртуальные формы поведения (А.Я.Флиер).

Из истории виртуальной реальности

Известно, что само понятие «виртуальность» родом из механики, где в 17 веке оно обозначало определенный (математический!) эксперимент, который, как и положено эксперименту происходил намеренно, в созданных и ограниченных условиях и для подтверждения или проверки реальных (!) фактов.

В литературе понятие виртуальной реальности присутствует раньше – средневековая схоластика использовала эту категорию в процессе переосмыслении парадигм Платона и Аристотеля.

Но в жизни человека виртуальная реальность началась с момента появления слов. «В конечном счете язык – это форма замещения реальных предметов и событий их символическими названиями, словами, т.е. симулякрами реальных предметов и событий» (А.Я.Флиер). Дальше, по словам ученого, мир слов значительно потеснил мир реальности – философы, богословы, а позже и ученые стали больше заниматься словами, а не реальными сущностями которые они обозначают. В действительность стали вторгаться и обустраиваться в ней вещи-символы, не имеющие прикладного назначения и служащие лишь для символических статусных обозначений. Сюда же относятся и воинские знаки отличия, и царские атрибуты власти, зримо воплощающие виртуализацию внешнего мира. Затем в этот процесс включились симуляционные «процессы» – ритуализированное поведение, социальные игры, имитационные действия. Сейчас мы имеем в свободном доступе компьютерные возможности для создания «собственной» виртуальной реальности, которые, кстати, также становятся ограниченными в виду огромных запросов требуемых мощностей. Однако суть ее от этого не изменяется.

Возможно, новые технологии виртуальной реальности лишь добавят ей языков и форм, а к насущным вопросам – такие проблемы виртуальной реальности как поиски ее границ и ориентации в ней.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике "Неожиданная" культура с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Культура как виртуальная реальность

  1. Александр говорит:

    Интересный взгляд на виртуальную реальность. Вообще,это понятие очень противоречивое.

  2. zelenochka говорит:

    Довольно интересная статья. Даже не предполагала, что у виртуальной реальности такая длинная история. Для меня это всегда было связано с компьютером. Но волнует вот такая тема, к чему дальше приведет стремление человечества все больше развивать и уходить с головой в эту виртуальную реальность? Мы столько свободного времени проводим в интернете: кино, игры, форумы. Не получится ли в итоге так же, как в фильме «Матрица»? Не станет ли наша жизнь одним сплошным сном, в котором невозможно будет осознать себя и окружающий мир?

  3. Если судить с точки зрения автора, что даже язык является виртуальной реальностью, то где же тогда действительность?Что можно назвать реальным? Считаю, надо меньше задаваться философскими вопросами на которые нет ответа.

  4. Sepul говорит:

    Действительно, виртуальная реальность родилась намного раньше компьютерных технологий.
    Виртуальная реальность — это один из способов уйти от настоящего мира, неустроенности жизни, проблем, своего рода защитная реакция психики. Примеров тому много, это участники ролевых игр, толкиенисты, сектанты, компьютерные геймеры и прочие. Человек начинает ассоциировать себя с тем, кем не является в реальной жизни, я бы назвал его мечтателем. Книголюбы тоже живут в своем мире книг, часто ассоциируют себя с главными героями.

  5. Terri говорит:

    Какой интересный взгляд! Получается, что Манилов, Ноздрев и Обломомов — тоже виртуальщики!А почему бы и нет — записные мечтатели, которые настолько погружались в собственные вымыслы, что им верили все!
    А по большому счету — Гоголь с Гончаровым как раз такие виртуальщики и есть! Ну, тогда скорее записывайте меня в это войско — я тоже люблю помечтать!

  6. Maxim_Bike говорит:

    Естественно,»виртуальная реальность» не есть порождение компьютерных технологий…По сути любая деятельность человека происходит в «виртуальной реальности»…т.е. в ВЫДУМАННОМ своде правил,который мы ПРИНИМАЕМ,…будь то игра в карты,футбол,законодательство,выборы,преступления,производство и …ВСЁ…представьте себе:ВСЁ,в чём участвует человек!!!А стоит лишь немного изменить эти правила,как и т.н. реальность сразу меняется КАРДИНАЛЬНО!!!Самые простые примеры:невесомость,в которой всё происходит иначе,алмаз и графит-это всё же обычный углерод…и т.д. и т.п….В школе на уроках физики,когда изучали строение атома,не возникал у вас вопрос что,быть может,наша солнечная система тоже является атомом какого-нибудь вещества???;-)…Выходит,что РЕАЛЬНОСТЬ для нас(людей) лишь то,что мы сами считаем РЕАЛЬНОСТЬЮ???;-)…

  7. eva говорит:

    Довольно любопытная статья. Но я не согласна с названием. Превратить жестокого безжалостного хищника с огромным комплексом неполноценностей и стремлением к само- и взаимо- разрушению, в существо созидающее довольно сложная задача. Задача в замене воззрений и стереотипов с одних на другие. То есть стремление привить хищнику (к примеру, первобытному человек) взглядов не соответствующим его условиям существования (убивай или будешь убит). Создание гуманистической, к примеру, морали не делает его сверхразумным существом, но заставляет верить, что он таким является. Следовательно, культура и есть виртуальная реальность.

  8. Nice говорит:

    Не поспоришь. Вспоминаю свое детство, проведенное в виртуальном книжном мире. Детство было счастливое. Способность жить «на два дома» (сразу в виртуальном и реальном мирах) отличает человека от остальных жителей планеты))).

Добавить комментарий