И.С.Тургенев – мастер художественного слова, тонкий исследователь актуальных проблем России не только ХIХ века, но и вневременных проблем. Поэтому используемые им средства раскрытия характеров очень многообразны и художественны.
Портрет героя как художественный прием в романе «Отцы и дети»
Характер персонажа раскрывается писателем в портрете.
Так, портрет Базарова подчеркивает его демократичность
“подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал”.
В портретном описании героя выделяется еще одна особенность создания образа – это внимание писателя к детали: герой не сразу подает руку Николаю Петровичу, потому что горд и опасается пренебрежительного отношения дворянина. В представлении же оппонента Базарова Павла Петровича Кирсанова подчеркивается его аристократизм и ощущается ирония автора.
“Павел Петрович вынул из кармана свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику.”
В портрете подчеркивается и антагонизм героев (красная рука Базарова и красивая с длинными ногтями рука Кирсанова-старшего).
Пейзаж как средство раскрытия характеров
Описание пейзажа и владений Николая Петровича характеризуют его неумение хозяйствовать.
“…и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтреханные, на плохих клячонках “.
История жизни Николая Петровича, рассказанная автором, и история несчастной любви Павла Петровича, рассказанная Аркадием, дают представление о разном характере братьев.
Контраст несчастной любви Павла Петровича и самого Базарова – в их отношении к своему чувству:
- для Павла Петровича жизнь кончена,
- Базаров с достоинством выносит отказ.
Речи героев Тургеневав романе «Отцы и дети»
Чрезвычайно интересную характеристику героев дает их речь:
- речь Базарова демократична, в ней выражается уверенность в себе, часто его фразы представляют собой афоризмы
“Каждый человек сам себя воспитать должен”, “Рафаэль ломаного гроша не стоит”, Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”,
- речь Павла Петровича сочетает в себе французские, русские слова с устаревшим произношением
(“Принсип”, “польза для bien public”).
Изменения, происходящие в главном герое, отражаются и в его речи. Перед смертью Базаров произносит почти поэтическую фразу (это он, призывавший Аркадия не говорить красиво):
“Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
Характеристику персонажей можно услышать и из уст других действующих лиц.
Так, Базаров говорит Одинцовой:
” Вам любить, а полюбить вы не можете”, –
отражая высший принцип покоя жизни, который исповедует Одинцова. Прощаясь с Аркадием, Базаров объясняет, почему Аркадий не соратник ему:
” … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор…”.
Роль деталей в раскрытии характеров “Отцов и детей”
Тургенев – мастер художественной детали.
Подчас именно деталь передает душевное состояние героев и объясняет их поступки. Так писатель подчеркивает, что когда после разговора с Базаровым Анне Сергеевне захотелось остановить его, вошла горничная с подносом. И Анна Сергеевна сдержала свой порыв. Одна деталь – и какое верное психологическое объяснение.
Иногда автор сам вмешивается в повествование и предлагает читателю самому догадаться о чувствах героев:
” Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли это правда, полная правда, в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно.”
Контраст как прием Тургенева
Художественный прием, который активно использует автор в романе, -это контраст. Именно таковы образы Базарова и Павла Петровича, хотя это противопоставление вмещает в себя и много общего. На контрасте построено и развитие образа главного героя. так, Базаров-теоретик и Базаров-человек – весьма различны.
Художественность романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева позволяет судить о мастерстве писателя, умеющего передавать различными средствами малейшие оттенки человеческих чувств и устремлений.