В конце XIX- начале XX века продолжали плодотворно работать Л.Н.Толстой. А.Чехов, В.Короленко, те, кто завоевал себе имя в предыдущие годы, как мастера реалистического направления отечественной литературы.
Новые тенденции в развитии реализма и как течения в Серебряном веке, и как литературного направления проявились в творчестве:
-
М.Горького,
-
И.Бунина,
-
Л. Андреева,
-
А.Куприна
и др.
Для творчества М.Горького этого периода характерно смешение направлений (реализма и романтизм). Даже реалистические произведения писателя в той или иной степени отражают черты, характерные для романтизма (необычный герой – босяк, контраст как художественный прием – «Челкаш», «Дед Архип и Ленька», «Мальва» и др.). Однако писатель постепенно отходит от изображения босяка как бунтаря, от идеализации босячества («Проходимец»). В 1899 году Горький публикует роман «Фома Гордеев», в котором показана смена поколений в буржуазной семье. Тема, характерная и для европейской литературы («Будденброки» Т.Манна). Пьесой «На дне» автор откликается на запросы современности – о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека.
Угасание старого помещичьего уклада, оскудение дворянских гнезд – одна из тем прозы И.Бунина («Байбаки», «Антоновские яблоки», «Суходол»). Многие рассказы писателя посвящены быту деревни. И здесь для Бунина характерен трезвый, острый взгляд, который позволяет ему не любоваться народом или говортить о тяжелой жизни крестьян. Эго волнуют темы-проблемы: распад крестьянской семьи, косность, патриархальность, жизнь, подчас лишенная смысла («Деревня», «Танька», «Перевал», «На хуторе»).
Новые темы вносит в литературу Серебряного века А.Куприн. Как известно, писатель опробовал множество профессий, поэтому его рассказы так полны правдой жизни. Это и тема бесчеловечности буржуазного миропорядка («Молох»), жизнь цирковых артистов («В цирке», «Дурной каламбур»), лишенная смысла жизнь армейских офицеров («Поединок»), трагическая сила любви, которая выше окружающего мира («Олеся»).
Жестокости и мерзости жизни противопоставлены прекрасные человеческие характеры, красота простых человеческий чувств и отношений («Гамбринус», «Листригоны»). Любовь и социальное неравенство по-новому раскрыты в повести «Гранатовый браслет».
Тема преображения человека, проявления в нем лучших качеств, осознания себя личностью звучит во многих произведениях Л.Андреева. Его ранние рассказы часто называют «святочными», т.е. при реалистичном содержании в рассказах Андреева происходит чудо человеческого преображения («Баргамот и Гераська»), что обогащает реализм как течением Серебряного века. Простой, на первый взгляд, сюжет рассказа «Петька на даче» (приезд подростка-мастерового на дачу к хозяевам матери) отчасти объясняет события 1917 года – бездну в социальном плане между хозяевами жизни и тех, кто на них работает. Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» – мятеж против нелепо устроенной человеческой жизни, которая обрекает людей на утраты и страдания. Ужас войны показан в рассказе «Красный смех». Знаменитый «Рассказ о семи повешенных» позволяет автору не только исследовать тему неминуемой смерти, ожидания казни, не только осудить судебную систему, но и отрицательно вы сказаться против терроризма как такового, потому что ужас смерти есть не только у тех, кого собирались убить, но и у того, кто собирался убить
Помимо названных авторов, широко известными в реализме Серебряного века были произведения
Б.Зайцева, В.Вересаева, П.Боборыкина, Н.Гарина-Михайловского, И.Шмелева, Н.Телешова и др.