Л.Н.Толстой. Реализм романа «Война и мир»

Черты реализма в романе Л.Н.Толстого « Война и мир»

Реализм как литературное направление появляется в России в 20 годах х1х века. Расцвет же этого направления приходится на середину века. В России творят Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С. Тургенев, И.А.Гончаров. Конец века отмечен замечательными произведениями А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А. Бунина. Каждый из названных писателей, несомненно, был реалистом. Но реализм Толстого отличен от реализма Достоевского, реализм Тургенева – от реализма Гончарова и т.д.

Героями произведений Толстого становятся:

  • не только исторические лица ( Александр 1, Наполеон, Кутузов),
  • но и дворяне ( Болконский, Безухов, Ростовы, Курагины, Трубецкие),
  • крестьяне, солдаты.

Каждый из характеров, с одной стороны, типичен: таких людей, людей таких психологических типов, как старый князь Болконский, Платон Каратаев, Василий Денисов, Капитан Тушин можно было встретить в России, но не только в тогдашней России, психологически эти характеры встречаются и сейчас. Как писал К.И.Чуковский ,

«все персонажи Толстого претворены в нас самих».

С другой стороны, каждый из героев Толстого индивидуален. Одна из особенностей реализма Толстого как раз и состоит в том, что, создавая характер героя, Толстой изображает его мир. Мир этот глубоко индивидуален. Описывая, как Николай Ростов возвращается из похода домой, писатель заставляет читателя на все смотреть, как смотрит Николай Ростов, ощущать все, как ощущает он, понимать все, как понимает герой – словом, словом заставляет нас воспринимать все окружающие вещи сквозь душу Николая Ростова.

Герои Толстого не бывают ни плохими, ни хорошими. Они не несут откровенно какой-либо одной черты характера. В каждом есть и плохое и хорошее. Так, бретер Долохов оказывается любящим сыном. Даже Анатоль Курагин, испорченный светом, не потому завязывает интригу с Наташей Ростовой, что хочет погубить ее, он просто, как избалованный ребенок, хочет получить то, что ему понравилось, до конца не понимая, что с такой девушкой, как Наташа, в эти игры играть нельзя. Любимые герои писателя ( Андрей, Пьер, Наташа) совершают в своей жизни много ошибок. Но то же время основная мелодия человека остается постоянной.

Толстой показывает развитие характера героя, поэтому мы можем говорить об эволюции Андрея Болконского, Пьера Безухова и других героев писателя. Толстой как бы говорит, что на жизненном пути человека подстерегают ошибки, опасности, трудности, взлеты и падения, но главное в человеке – это поиск истины. Истину в романе ищут и Андрей, и Пьер.

В России х1х века литература взяла на себя обязанность быть общественной трибуной. В произведениях Толстого отчетливо видна авторская позиция.

Толстовская концепция искусства, художественного творчества базируется на тезисе о том, что в подлинном искусстве первенствуют этические ориентиры – критерии добра и зла, но этика находит для себя последовательно эстетическое выражение.

Нравственное у настоящего художника не может быть неэстетичным. Иногда критики упрекали Толстого в том, что он излишне моралистичен: писатель не скрывает отрицательного отношения к Наполеону или Александру 1 ( исторический Наполеон далек от того, каким его изобразил Толстой). Но, по выражению Владимира Набокова, Толстой-писатель неотделим от Толстого- моралиста.

Идейный пафос романа «Война и мир» определен самим автором: Толстой говорил, что в романе он

«любил мысль народную».

Свое отношение к событиям и героям писатель и мерит этой мерой. Показывая единение лучших людей России, дворян, мещан, крестьян, офицеров и солдат, мужчин и женщин, в борьбе против нашествия Наполеона, писатель именно этой мерой и мерит своих героев. Как и его герои, Толстой мучительно всю жизнь искал Истину.

Впечатляют и художественные особенности романов Толстого. Его реализм черпает свои силы в опыте многих эпох. Роман-эпопея «Война и мир» воскрешают в нашей памяти великий эпос древности, впитывает в себя и опыт эпических жанров нового времени ( исторического романа прежде всего). Излюбленный прием Толстого-реалиста – контраст, антитеза. Контраст заявлен в самом названии романа – «Война и мир». Вся система образов построена на системе контраста: те, кому близка идея освобождения Родины от захватчиков ( Андрей Болконский, Пьер Безухов, Ростовы, княжна Марья, капитан Тушин, Кутузов, Тихон Щербатый, купец Ферапонтов, неизвестная русская барыня, уехавшая из Москвы « со смутным сознанием, что она Наполеону не слуга» и многие другие), и те, для кого спасение России – не главное, главное – преуспеть в жизни, получить выгодную должность, ленточку или орден, показать себя патриотом, соблюдая при этом свою выгоду ( это прежде всего высший свет, Петербург, который ведет жизнь, полную интриг и сплетен – в то время, когда решается судьба Москвы, в высшем свете заняты тем, за кого выйдет графиня Элен Безухова при живом муже ,- Курагины, Друбецкие, Берги, Жюли Карагина). Эти два мира неразрывно связаны друг с другом социальными, дружескими, служебными узами, но они и противостоят друг другу так же, как красота Элен противостоит красоте Наташи Ростовой. Еще один прием, характерный для писателя, Виктор Шкловский назвал приемом «остранения» – этот прием основан на том, что писатель показывает в общем-то обыденную вещь так, как будто мы видим ее впервые. Так он описывает декорации в театре, какими их видит Наташа Ростова после встречи со старым князем. Живые чувства Наташи не позволяют ей увидеть условность декораций и действий артистов. Однако после знакомства с Элен Наташа начинает воспринимать оперу так же, как все: Наташа видит все глазами Элен, Наташа зачарована. Толстой-художник любит использовать повтор детали для характеристики героя, вспомним усики на верхней губе Лизы Болконской, прекрасные глаза княжны Марьи, дряхлость Кутузова. Огромную роль в романе играет природа ( небо Аустерлица, старый дуб – вехи в осмыслении жизни Андреем Болконским).

В этом романе свыше двухсот действующих лиц и каждое из них играет свою роль в композиции произведения и в замысле автора. Только раз появляется в романе дядюшка Наташи, только в одной сцене мы увидим его и его домочадцев, но эти люди необходимы в жизни романа , в жизни героини для того, чтобы в Наташе пробудилось то особенное русское, что она выражает в танце. Но эта сцена мастерски показывает ту систему отношений, которая складывалась в русских усадьбах между господами и слугами.

Владимир Набоков говорил о том, что

« проза Толстого течет в такт нашему пульсу, его герои движутся в том же темпе, что и прохожие под нашими окнами, пока мы сидим над книгой».

Проза Толстого обладает удивительным свойством каждого великого произведения: она современна. Она принадлежит мировой литературе, оставаясь удивительно русской. Все это наше родное, русское, вся правда жизни, величайшая простота и мудрость, первобытное влечение к природе, строгая, трезвая, суровая, сдержанная красота.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Л.Н.Толстой. Реализм романа «Война и мир»

  1. Gianna говорит:

    На мой взгляд, реализм наиболее ярко выражен в образе Пьера Безухова. Почему? Потому что именно то время была наиболее актуальна проблема поиска истинных ценностей жизни. Приближалась Отечественная война 1812 года, а такое время всегда способствует переоценке жизненных ценностей.

  2. Уведомление: Русский реализм как литературное направление

  3. Уведомление: Реализм в литературе Серебряного века

Добавить комментарий