Л.Н.Толстой. Образ автора в романе «Война и мир»

План-алгоритм

 1.  Автор выступает в романе в качестве повествователя и в качестве философа-историка, поэтому образ автора выражается как скрыто, так и явно, открыто.

П. Образ автора в романе Толстого

1. Открытая авторская позиция по философским вопросам о роли личности в истории, закономерностях исторического процесса:

  • отрицание возможности научного познания законов исторического процесса;
  • объяснение исторических закономерностей сложением бесчисленного количества факторов, зависящих от характеров, воль, интересов и устремлений людей

(«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»);

  • предусмотреть закономерность исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности

(«…для того, чтобы воля Наполеона или Александра… была исполнена, необходимо совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло совершиться»);

  • роль истинной личности в истории состоит в умении уловить истину провидения и следовать в своей деятельности ей. Такова деятельность Кутузова. В противовес ей дана позиция Наполеона и Александра I.

(» В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием»);

2. Скрытая позиция  автора при описание события, действий, чувств героев:

  •  «Диалектика души» — излюбленный прием Толстого.

Герой таков, какие мысли и чувства вкладывает в него автор. Так, объясняя, почему Пьер, дав обещание Болконскому не ездить к Курагину, все же едет в нему, Толстой показывает логику мыслей не знающего жизни Пьера, который своими умозаключениями, оправдывает своей поступок :

» Он вспомнил, что еще раньше он дал обещание Курагину быть у него»;

  •  использование сравнений для прояснения позиции героя ( о Пьере — «Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его»);
  • переживая вместе с героями те или иные события, автор обращается к нравственной оценке («Ей постоянно казалось, что что-то неприличное делает она, говоря с ним…»);
  • в авторской позиции открыто заявляно о нравственной сущности героя (О Наташе:

» Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней»);

  • понять происходящее в душе героя помогают описания природы (небо Аустрелица, дуб в Отрадном);
  • авторская позиция проявляется в использовании приема контраста ( сцена гибели польских улан на глазах Наполеона:

«Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».);

Ш. Автор предстает в романе человеком, ищущим смысл жизни, видящим ее многообразие, понимающим, что жить — значит совершать ошибки, но в то же время сохранять стремление «быть хорошим».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Л.Н.Толстой. Образ автора в романе «Война и мир»

  1. ирина говорит:

    отлично: коротко и по делу

  2. Уведомление: "Война и мир" как исторический роман

  3. Уведомление: Средства раскрытия характеров в романе "Война и мир"

  4. Уведомление: Образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Толстого

  5. Уведомление: Наташа Ростова в романе "Война и мир"

Добавить комментарий