Автор в романе «Война и мир» выступает в качестве повествователя и в качестве философа-историка, поэтому авторский образ выражается как скрыто, так и явно, открыто.
Образ автора в романе Толстого
В романе «Война и мир» представлена открытая авторская позиция по философским вопросам о роли личности в истории, закономерностях исторического процесса:
- отрицание возможности научного познания законов исторического процесса;
- объяснение исторических закономерностей сложением бесчисленного количества факторов, зависящих от характеров, воль, интересов и устремлений людей
“Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей”;
- предусмотреть закономерность исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности
“…для того, чтобы воля Наполеона или Александра… была исполнена, необходимо совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло совершиться”;
- роль истинной личности в истории состоит в умении уловить истину провидения и следовать в своей деятельности ей. Такова деятельность Кутузова. В противовес ей дана позиция Наполеона и Александра I.
” В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием”;
Скрытая позиция автора в романе «Война и мир» дана при описании события, действий, чувств героев:
- “Диалектика души” – излюбленный прием Толстого.
Герой таков, какие мысли и чувства вкладывает в него автор. Так, объясняя, почему Пьер, дав обещание Болконскому не ездить к Курагину, все же едет в нему, Толстой показывает логику мыслей не знающего жизни Пьера, который своими умозаключениями, оправдывает своей поступок :
” Он вспомнил, что еще раньше он дал обещание Курагину быть у него”;
- использование сравнений для прояснения позиции героя (о Пьере –
“Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его”;
- переживая вместе с героями те или иные события, автор обращается к нравственной оценке
“Ей постоянно казалось, что что-то неприличное делает она, говоря с ним…”;
- в авторской позиции открыто заявлено о нравственной сущности героя (О Наташе:
“Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней”;
- понять происходящее в душе героя помогают описания природы (небо Аустрелица, дуб в Отрадном);
- авторская позиция проявляется в использовании приема контраста (сцена гибели польских улан на глазах Наполеона:
“Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали”.);
Автор предстает в романе человеком:
- ищущим смысл жизни,
- видящим ее многообразие,
- понимающим, что жить – значит совершать ошибки, но в то же время сохранять стремление “быть хорошим”.