Л.Н.Толстой. Картины жизни русского общества в романе «Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» позволяет судить о том, что представляло из себя русское общество в начале Х1Х века. Толстой показывает читателю не только представителей высшего общества, но и московского и поместного дворянства, создает удивительные образы крестьян. Таким образом, практически все социальные слои России представлены в романе.

Героями романа являются и исторические личности: император Александр 1, Наполеон, Кутузов, маршалы Франции, генералы русской армии. Показывая исторических личностей, Толстой авторски пристрастен: для него истинно исторической, величественной личностью является Кутузов. И император Александр, и Наполеон прежде всего думают о себе, своей роли в истории, поэтому их роль в истории призрачна. Кутузов же ощущает веяние провидения, подчиняет свою деятельность службе Отечеству. Толстой пишет:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Поэтому велик Кутузов и ничтожны Наполеон и ему подобные.

Раскрывая образы русских дворян, писатель использует любимый им прием контраста. Петербургское дворянство, высший свет Петербурга противопоставлены московскому и поместному дворянству стремлением к собственной выгоде, карьере, узким личным интересам. Олицетворением такого общества становится салон Анны Павловны Шерер, описанием вечера у которой начинает роман. Сама хозяйка и ее гости уподобляются мастерской, где шумят машины, крутятся веретена. Поведение Пьера, его искренность кажутся завсегдатаям салона невоспитанностью. Символом лживости высшего света становится и семья Курагиных. Внешняя красота — необязательно атрибут красоты внутренней. Красота Элен и Анатоля скрывают их хищническую натуру, которая направлена только на получение собственного удовольствия. Женитьба Пьера на Элен, лже-любовь Наташи к Анатолю — ошибки, за которые герои Толстого платят разочарованием в жизни, ломкой судьбы. Сущность высшего света проявляется в отношении к войне 1812 года. Петербург во время Бородинского сражения больше занят тем, кого из двух претендентов на ее руку выберет княгиня Безухова, Элен, при живом муже. Патриотизм этого общества выражается в отказе от французской речи и неумении говорить по-русски. Лживость этого общества отчетливо видна в поведении князя Василия Курагина во время борьбы за назначение Кутузова командующим русской армией. Курагины, Берги, Друбецкие, Ростопчин даже в войне ищут только выгоды, им чужд истинный патриотизм, единение нации.

Близки к народу дворяне московские и поместные. Москва относится к войне 1812 года по-иному. Дворяне собирают ополчение, охваченные единым порывом патриотизма, встречают они императора Александра в Москве. Пьер снаряжает целый полк ополченцев, Наташа Ростова требует, чтобы подводы, которые предназначены для перевозки вещей при отступлении, были отданы раненым. Толстой любуется единым семейным домом, где господа и слуги представляют единое целое ( сцены именин в доме Ростовых, охоты и танца Наташи в доме у дядюшки Ростовых).

Для каждого из любимых героев Толстого человек из народа становится мерилом истины:

  • для Андрея Болконского это встреча с Тушиным в Шенграбенском сражении,
  • для Пьера — с Платоном Каратаевым в плену,
  • для Денисова — с Тихоном Щербатым в партизанском отряде.

Единение нации представлено и образом москвичей, в частности московской барыни, которая покидает город

«со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга».

Купеческое сословие представлено в романе купцом Ферапонтовым, который открывает свои амбары жителям и солдатам при отступлении из Смоленска с криком:

«Все бери…Решилась Расея».

Чрезвычайно интересны образы крестьян. Толстой показывает многообразие русских народных характеров.

  • Это Тихон Щербатый — «самый нужный человек в отряде» Денисова, человек, который пешком может пройти столько же, что и конный, вытащить лошадь из болота, взять пленного.
  • Это только упомянутая писателем старостиха Василиса, возглавившая партизанский отряд.
  • Это капитан Тушин, маленький, невзрачный, благодаря которому удалось спасти русскую армию в Шенграбенском сражении.
  • Это капитан Тимохин, незаметный труженик войны, на котором держится русская армия.
  • Это философ и мудрец Платон Каратаев, противоречивость образа которого до сих пор смущает критиков. Платон был хорошим солдатом, но и плен он воспринимает как данность, как жизнь, при этом сохраняет чувство собственного достоинства.

Толстой не был бы Толстым, если бы не показал противоречивость отношений крестьян к нашествию. Бунт богучаровских крестьян, их нежелание идти в неволю, говорит о надеждах крестьянства на освобождение от крепостного права.

«В «Войне и мире», — скажет Толстой, — я любил мысль народную».

Но немаловажную роль в романе играет и мысль семейная. Толстой считает семью основой государства.

Семьи Ростовых, Болконских, в конце романа семьи Пьера и Наташи, Николая и Марьи — это нравственный идеал семьи, где есть родство душ, единение и взаимопонимание.

Именно в этих семьях вырастают талантливые дети, основа будущего России.

Сам Лев Николаевич писал, что его роман —

«картина нравов, построенная на историческом событии».

Роман дает очень многое для понимания загадок русской души и русского национального характера, удивительной силы нации, народа в широком понимании при глубоких национальных потрясениях.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Л.Н.Толстой. Картины жизни русского общества в романе «Война и мир»

  1. Уведомление: Система образов романа "Война и мир"

Добавить комментарий