Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма – отечественной войне 1812 года.
Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе “срама и поражений” – войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой – Пьер Безухов.
Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»
Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в “Войне и мире” два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.
Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но
“та жизнь, которую он ведет не по нему”.
Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.
О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:
- Андрей – тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
- а Пьер – тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.
Мир героев Толстого – это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.
И для Пьера, и для Андрея характерны:
- мучительные раздумья о цели жизни,
- раздумья о судьбе родины,
- благородство, искренность,
- осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.
Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:
“Война – самое гадкое дело на свете”.
Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.
Жизненный путь князя Андрея
Он показан авторов в развитии и отмечен несколькими “ключевыми” точками:
- отвращение к светской жизни (” … эта жизнь – не по мне”, характеристика автора: ” Он все читал, все знал, обо всем имел понятие”)
- война 1805-1807 гг., мечты о славе (“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”)
- небо Аустерлица (“Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…”)
- жизнь в Лысых горах, воспитание сына ( Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
- возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (” Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…”)
- сближение и разрыв со Сперанским – любовь к Наташе и разрыв с нею – (“Я простить не могу”)
- отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) – любовь к Наташе (“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”) – открытие вечности.
Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, – познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.
Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.
Путь духовных исканий Пьера Безухова
Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен – первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым – переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему
(” … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”)
Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство – только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.
Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,
“скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира”.
Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым – этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира
(“И все это мое, и все это во мне, и все это я!”).
Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России – он будущий декабрист.
Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе
Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.
Характер героев Толстого раскрывается:
- в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
- в монологах героев ( размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
- в авторском комментарии психологического состояния героя (“О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе”- о Пьере),
- во влиянии природы на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).
Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои – Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.