Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:
- отражение внутреннего состояния героев,
- их душевных переживаний,
- средство раскрытия характера,
Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы – дисгармонии человеческого общества.
“Небо Аустерлица” – как новый этап исканий героя
В жизни князя Андрея “небо Аустерлица” и “дуб по дороге в Отрадное” – символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе Болконского и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807 гг. – это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского – Наполеон. Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Наполеон говорит: “Вот смерть героя”. Но сам Болконский уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие – все обман.
“Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения”.
Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни – жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.
Старый дуб
Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который
” не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”.
Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.
“Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, “- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея”.
Толстой как бы подчеркивает, что позиция
“доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”
неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет “безнадежными, но грустно-приятными”).
Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,
” что жизнь не кончена в тридцать один год”. “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…”.
Красота природы как камертон личности героев Толстого
Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда – высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:
цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, – человек испорченный.
Природа как символ мира в романе и критерий правды
Природа включается Толстым в понятие “мир”, “мирная жизнь”. Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй – когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.
Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:
“Война – самое отвратительное дело в жизни”
Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.
“…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески”.
Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война – это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.
“Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?”
Природа – это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, – человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.