Толстой. Природа в романе «Война и мир»

 Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:

  • отражение внутреннего состояния героев,
  • их душевных переживаний,
  • средство раскрытия характера,
  • красота природы противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.

В жизни князя Андрея «небо Аустерлица» и «дуб по дороге в Отрадное» — символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе героя и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807гг. — это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского — Наполеон. Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Андрея Наполеон говорит: «Вот смерть героя». Но сам князь уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся князю Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие — все обман.

«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, Андрей думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь Андрей уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты. Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который

» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».

Толстой как бы подчеркивает, что позиция

«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»

неверна, это своеобразная защита от истинной жизни ( недаром мысли, возникшие у князя, Толстой называет «безнадежными, но грустно-приятными»).

Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,

» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».

Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:

цивилизация портит человека, человек, взращенный цивилизацией, далекий от природы, — человек испорченный.

Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, Толстой использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.

Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера, услышим:

» Война — самое отвратительное дело в жизни»

Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.

«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постигает эту мудрость природы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Толстой. Природа в романе «Война и мир»

  1. Namcy_92 говорит:

    Замечательная статья, автор очень точно подметил — природа в этом романе играет роль не просто фона, который существует сам по себе, она отражает все душевные переживания героев, согласуется со всеми происходящими событиями. Очень зря многие стараются прочитать этот роман поскорее, не обращая внимания на такие подробности, как описание природы, а это весьма напрасно, потому что только так может сложиться полноценная картина понимания того, что хотел передать автор.

  2. Уведомление: Образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Толстого

  3. Уведомление: "Война и мир" - образ автора в романе

  4. Уведомление: Система образов романа "Война и мир"

Добавить комментарий