Принцип изображения характеров героев сам Л.Н.Толстой называл “диалектикой души”.
Личная позиция писателя по отношению к героям заключается в том, что
- любимые герои Толстого изменяются, совершенствуются, стремятся к недостижимому идеалу,
- нелюбимые герои – статичны.
В качестве средств раскрытия характеров героев романа «Война и мир» писатель, кроме выраженной авторской позиции,также использует ряд художественных приемов.
Художественные средства раскрытия характеров в романе
Портреты героев романа
В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…
Толстой не боится показать некрасивость своих героев. Наташа может
“распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною”,
некрасивость княжны Марьи постоянно оттеняют ее лучистые глаза. В минуты сильных потрясений с героями может произойти преображение. Описывая встречу Наташи и Андрея в Мытищах, Толстой пишет, что лицо его для Ростовой было страшно, но при этом самые прекрасные чувства объединяют героев. Когда княжна Марья полюбила Николая Ростова,
“в первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”:
облик героини становится прекрасным: появляются грудные женские нотки, в движениях проявляется женственность и грация.
Характеристики персонажей
Характеристику того или иного персонажа может дать другой герой. Так, Пьер думает об Элен:
“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом совершенства, и перед ней поклоняются”.
Выделить доминанту характера может и сам автор.
“Сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней, “
– говорит Толстой о Наташе.
Толстой, объясняя ошибки своих героев (Пьера, Наташи), каждый раз говорит об интуитивном чувстве чего-то нехорошего, повторяет слова синонимы: “гадкое”, “запрещенное”, “противуестественное”, “нечестное”, “что-то неприличное”, “неприличный умысел”.
Контраст как художественное средство в романе «Война и мир»
Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев – это контраст.
Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная – ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона (см.: Историческая тема).
Природа в раскрытии характеров
Характер героя определяется и его способностью чувствовать красоту природы.
Этой способностью обладают:
- князь Андрей (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное),
- Пьер (звездное небо ),
- Наташа (ночь в Отрадном)
– все любимые герои писателя. На контрасте построен диалог Наташи и Сони ночью в Отрадном. Соне чужда прелесть летней ночи.
Речи героев как характеристика
Речь самого персонажа может также служить его характеристикой. Наказ старого князя Болконского сыну перед отъездом в армию говорит о высоких нравственных требованиях к дворянской чести и служению Родине, о скрываемой любви к сыну, о тревоге за его судьбу:
“Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!”
Сравнение как средство
Часто для характеристики героя или его состояния писатель использует сравнения:
“говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы”
(о князе Василии Курагине),
вечер у Анны Павловны Шерер сравнивается с прядильной мастерской, в которой
“веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”,
о состоянии Пьера:
“Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”.
Описание как прием раскрытия характеров «Войны и мира»
Важные события жизни героя могут комментироваться через описание эпизода. О князе Андрее:
“Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его”.
При описании характера героя, его поступков возможно проявление авторской иронии, как, например, при описании поведения князя Василия при назначении Кутузова главнокомандующим.
Показывая диалектику души своих героев, Толстой позволяет нам проникнуть в стремления, переживания, суть поступков людей, жизнь которых отделена от нашей почти двумястами столетиями.