Л.Н.Толстой. «Война и мир» как исторический роман

Роман-эпопею «Война и мир» можно рассматривать как историческое литературное произведение. В этом случае читателя прежде всего интересует, какова позиция писателя и каков ее взгляд на исторические события. История создания романа хорошо известна. Л.Н.Толстой задумал роман о современной ему послереформенной России. На эту новую Россию должен был взглянуть человек, возвратившийся с каторги, бывший декабрист.

Но оказалось, с точки зрения Толстого, чтобы постичь современность, необходимо заглянуть в прошлое. Взгляд Толстого обратился к 1825 года, а вслед за этим — к 1812,

» нашему торжеству в борьбе с Бонапартовской Францией, а потом — эпохе «наших неудач и срама»

— войне 1805-1807 годов.

Принципиален подход писателя и к историческим явлениям.

» Для изучения законов истории ,- писал Толстой, — мы должны изменить совершенно предмет наблюдения и оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами».

Такой взгляд отразился на страницах «Войны и мира» и в описании военных событий и в описании исторических личностей.

Толстой показывает, что история складывается из тысяч воль и поступков разных людей, деятельность же разных людей есть не осознанный ими результат, осуществляющий волю провидения. Исторические же личности не играют той роли, которую им обычно приписывают историки. Так, в описании Бородинского сражения и всей кампании 1812 года Толстой утверждает, что победа над Наполеоном была предрешена тем складом русского характера, который не мог терпеть иноземцев на своей земле: это и купец Ферапонтов, и солдаты Тимохина (отказались пить водку перед сражением:

» Не такой день, говорят»),

  • это и раненный солдат, говорящий Пьеру

«всем народом навалиться ходят»,

  • и московская барыня и другие жители Москвы, покинувшие город задолго до того, как в него вошла наполеоновская армия,
  • и любимые герои Толстого (Пьер, князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Николай Ростов),
  • народный полководец Кутузов,
  • простые крестьяне, такие, как Тихон Щербатый в партизанском отряде Денисова и многие, многие другие.

При таком подходе своеобразно понимает Толстой роль личности в истории. На первый взгляд, представляется, что Толстой проповедует фатализм, потому что утверждает: те, кого называют историческими личностями, на самом деле никакой роли в истории не играют. Писатель уподобляет Наполеона, который считает, что именно он управляет войсками, ребенку, сидящему в карете, держащемуся за тесемки и думающему, что он управляет каретой.

Взгляд Толстого на роль исторической личности отразился в «Войне и мире» в изображении двух полководцев — Кутузова и Наполеона.

Писатель отказывает Наполеону в величии. Толстой пристрастен. Все: портрет Наполеона ( повторяющиеся детали — круглый живот, толстые ляжки), манера поведения ( любование собой), сознание своего величия — отвратительно писателю. Образу Наполеона противопоставлен образ Кутузова. Толстой намеренно подчеркивает старческий возраст Кутузова (дрожащие руки, старческие слезы, неожиданный сон, сентиментальность), но в то же время показывает, что именно этот человек и является той исторической личностью, которая делает то, что необходимо. На первый взгляд, герой Кутузова иллюстрирует мысль Толстого о том, что от исторического руководителя требуется пассивная покорность складывающимся обстоятельствам. И именно так ведет себя Кутузов на Бородинском поле. Он не знает роли провидения, но в какой-то мере он сознает , ощущает общий смысл событий и помогает или не мешает им.

» …он… знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Толстой показывает величие Кутузова. На полководца была возложена историческая миссия -возглавить войска и изгнать французов из России. Его величие Толстой видит в том, что «постигая волю провидения», » подчинял ей свою личную волю».

В описании событий и войны и мира писатель исходит из критерия:

» Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А потому при изображении русского общества он проводит четкую границу между светским кругом во главе с Александром 1 и дворянами, которые по своему восприятию жизни близки народу — нации. Для первых характерно стремление получить выгоду, сделать карьеру, строить свои личные дела, они самонадеянны и самолюбивы, свое, личное, для них всегда важнее. Так, Александр 1 спрашивает Кутузова перед Аустерлицем: »

Что же вы не начинаете? Мы же не на Царицынском лугу».

Нравственная глухота царя обнажается ответом Кутузова:

» Потому и не начинаю, что мы не на Царицынском лугу».

Патриотизм светского общества выражается в штрафах за французские слова в речи, хотя подчас они не знают, как сказать то или иное по-русски. Борис Друбецкой говорит перед Бородином об особом настроении ополченцев, чтобы его услышал Кутузов и отметил. Таких примеров в романе бесконечное множество. Дворяне, близкие к народу, — это люди с постоянным поиском истины. Они не думают о себе, умеют подчинить личное национальному. Естественность — вот их черта. Это Кутузов (девочка, присутствующая на совете в Филях, ласково называет его «дедушкой»), Болконские, Ростовы, Пьер Безухов, Денисов, даже Долохов. Для каждого из них встреча с человеком из народа становится важным этапом жизни: такова роль Платона Каратаева в судьбе Пьера, Тушина — в судьбе князя Андрея, Тихона Щербатова — в судьбе Денисова. Толстой постоянно подчеркивает эти качества — естественность и простота.

Каждый из героев Толстого находит свое место в войне 1812 года. Кутузова Александр вынужден назначить главнокомандующим, потому что того хочет армия. Частью большего мира осознает себя Андрей Болконский перед Бородинским сражением, Пьер испытывает подобное же чувство на батарее Раевского, Наташа требует, чтобы подводы, предназначенные для вещей, были отданы раненым, Петя Ростов едет на войну, потому что хочет защищать Родину — словом, они плоть от плоти народа.

Широкая картина жизни русского общества, глобальные мировые вопросы, затронутые в романе «Война и мир», делают роман Толстого произведением, стоящим на ступеньку выше обыкновенного исторического романа.

Пристрастный взгляд автора дает своеобразную историческую картину, которая позволяет судить не только об исторических событиях начала Х1Х века, но и настроениях русской интеллигенции в пореформенную эпоху.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Л.Н.Толстой. «Война и мир» как исторический роман

  1. Лена говорит:

    Как здесь копировать?

  2. Уведомление: Русский писатели 19 века в роли критиков: Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Лесков

  3. Уведомление: Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир"

  4. Уведомление: История русской философии: этапы развития, краткий экскурс

Добавить комментарий