Роман-эпопею «Война и мир» можно рассматривать как историческое литературное произведение. В этом случае читателя прежде всего интересует:
- какова позиция писателя
- и каков его взгляд на описанные события.
История создания романа хорошо известна. Л.Н.Толстой задумал роман о современной ему послереформенной России. На эту новую Россию должен был взглянуть человек, возвратившийся с каторги, бывший декабрист.
Но оказалось, с точки зрения Толстого, чтобы постичь современность, необходимо заглянуть в прошлое. Взгляд Толстого обратился к 1825 года, а вслед за этим – к 1812,
“нашему торжеству в борьбе с Бонапартовской Францией, а потом – эпохе “наших неудач и срама”
– войне 1805-1807 годов.
Подход автора к историческим событиям
Принципиален подход писателя и к историческим явлениям.
“Для изучения законов истории,- писал Толстой, – мы должны изменить совершенно предмет наблюдения и оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами”.
Такой взгляд отразился на страницах «Война и мир» и в описании военных событий и в описании исторических личностей.
Толстой показывает, что история складывается из тысяч воль и поступков разных людей, деятельность же разных людей есть не осознанный ими результат, осуществляющий волю провидения. Исторические же личности не играют той роли, которую им обычно приписывают историки. Так, в описании Бородинского сражения и всей кампании 1812 года Толстой утверждает, что победа над Наполеоном была предрешена тем складом русского характера, который не мог терпеть иноземцев на своей земле:
- это и купец Ферапонтов,
- и солдаты Тимохина (отказались пить водку перед сражением:
“Не такой день, говорят”),
- это и раненный солдат, говорящий Пьеру
“всем народом навалиться ходят”,
- и московская барыня и другие жители Москвы, покинувшие город задолго до того, как в него вошла наполеоновская армия,
- и любимые герои Толстого (Пьер, князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Николай Ростов),
- народный полководец Кутузов,
- простые крестьяне, такие, как Тихон Щербатый в партизанском отряде Денисова и многие, многие другие.
Взгляд Толстого на роль личности в истории
При таком подходе своеобразно понимает писатель роль личности в истории. На первый взгляд, представляется, что Толстой проповедует фатализм, потому что утверждает: те, кого называют историческими личностями, на самом деле никакой роли в истории не играют. Писатель уподобляет Наполеона, который считает, что именно он управляет войсками, ребенку, сидящему в карете, держащемуся за тесемки и думающему, что он управляет каретой.
Взгляд автора на роль исторической личности отразился в романе «Война и мир» в изображении двух полководцев – Кутузова и Наполеона.
Писатель отказывает Наполеону в величии. Толстой пристрастен. Все у него:
- портрет Наполеона (повторяющиеся детали – круглый живот, толстые ляжки),
- манера поведения (любование собой),
- сознание своего величия
– отвратительно писателю.
Образу Наполеона противопоставлен образ Кутузова. Толстой намеренно
- подчеркивает старческий возраст Кутузова (дрожащие руки, старческие слезы, неожиданный сон, сентиментальность),
- но в то же время показывает, что именно этот человек и является той исторической личностью, которая делает то, что необходимо.
На первый взгляд, герой Кутузова иллюстрирует мысль автора о том, что от исторического руководителя требуется пассивная покорность складывающимся обстоятельствам. И именно так ведет себя Кутузов на Бородинском поле. Он не знает роли провидения, но в какой-то мере он сознает, ощущает общий смысл событий и помогает или не мешает им.
“…он… знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.
Толстой показывает величие Кутузова. На полководца была возложена историческая миссия – возглавить войска и изгнать французов из России. Его величие Толстой видит в том, что “постигая волю провидения”, он “подчинял ей свою личную волю”.
Позиция Толстого в описаниях войны
В описании событий и войны и мира писатель исходит из критерия:
“Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
А потому при изображении русского общества он проводит четкую границу между светским кругом во главе с Александром I и дворянами, которые по своему восприятию жизни близки народу – нации. Для первых характерно стремление получить выгоду, сделать карьеру, строить свои личные дела, они самонадеянны и самолюбивы, свое, личное, для них всегда важнее. Так, Александр I спрашивает Кутузова перед Аустерлицем:
“Что же вы не начинаете? Мы же не на Царицынском лугу”.
Нравственная глухота царя обнажается ответом Кутузова:
“Потому и не начинаю, что мы не на Царицынском лугу”.
Патриотизм светского общества выражается в штрафах за французские слова в речи, хотя подчас они не знают, как сказать то или иное по-русски. Борис Друбецкой говорит перед Бородином об особом настроении ополченцев, чтобы его услышал Кутузов и отметил. Таких примеров в романе бесконечное множество. Дворяне, близкие к народу, – это люди с постоянным поиском истины. Они не думают о себе, умеют подчинить личное национальному. Естественность – вот их черта. Это Кутузов (девочка, присутствующая на совете в Филях, ласково называет его “дедушкой”), Болконские, Ростовы, Пьер Безухов, Денисов, даже Долохов.
Для каждого из них встреча с человеком из народа становится важным этапом жизни – такова роль:
- Платона Каратаева в судьбе Пьера,
- Тушина – в судьбе князя Андрея,
- Тихона Щербатова – в судьбе Денисова.
Толстой постоянно подчеркивает эти качества – естественность и простота.
Каждый из героев Толстого находит свое место в войне 1812 года:
- Кутузова Александр вынужден назначить главнокомандующим, потому что того хочет армия.
- Частью большего мира осознает себя Андрей Болконский перед Бородинским сражением,
- Пьер испытывает подобное же чувство на батарее Раевского,
- Наташа требует, чтобы подводы, предназначенные для вещей, были отданы раненым,
- Петя Ростов едет на войну, потому что хочет защищать Родину
– словом, они плоть от плоти народа.
Широкая картина жизни русского общества, глобальные мировые вопросы, затронутые в романе «Война и мир» делают роман Толстого настоящим историческим произведением, стоящим на ступеньку выше обыкновенного историзма других произведений.
Пристрастный взгляд автора дает своеобразную историческую картину, которая позволяет судить не только о реальных событиях начала ХIХ века, но и настроениях русской интеллигенции в пореформенную эпоху.