Л.Н.Толстой Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Образ Наташи Ростовой для Толстого особенно значим, во-первых, потому, что Наташа являет собой воплощение русского национального характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе.

В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе — это роль хранительницы семьи.

Такой характер, как у Наташи, мог появиться только в семье Ростовых, олицетворяющей мир патриархальной дворянской семьи, в которой не только все члены семьи, но и слуги, и остальные домочадцы представляют собой единое целое, связанное любовью.

Мы узнаем, например, что графиня вышла за графа Ростова по любви, хотя он был не так именит и богат, как остальные претенденты. Мир старых Ростовых и их детей — это мир бесконечной доброты и самопожертвования (реакция старого графа на проигрыш Николая, подводы для раненых в Москве в ущерб своему имуществу, поведение Пети и Николая и многое другое). Наташа — любимица всей семьи. Мы встречаемся с ней, еще девочкой, на первых страницах романа, на именинах, которые являют контраст со страницами, посвященными салону Анны Павловны Шерер. Непосредственностью героини любуются не только мать и отец, но и все гости.

Ростова щедро наделена лучшими человеческими чертами:

  • она талантлива (прекрасно поет),
  • одарена внутренней чуткостью ( как понимает она чувства других людей, например, Пьера),
  • мечтательна ( ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей),
  • в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души ( сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы).

«Сущность ее жизни была любовь»,

— пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в любви к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.

Героиня Ростовой живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми. Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней. Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.

В эпилоге романа читатель подчас видит совсем не ту героиню, к которой привык и которую хотел бы видеть. Но, по Толстому, именно в семье находит она свое предназначение. Именно такая женщина является идеалом писателя. Заботы о муже и детях, деятельное участие в их судьбе — вот предназначение женщины. Ростова не вдумывается в те идеи, которые обуревают Пьера, но она полностью доверяет ему и готова последовать за ним всюду.

В системе образов романа эта героиня занимает одно из центральных мест. Почти все мужские образы так или иначе связаны с Наташей. Николай связан с ней чувством родства душ, Борис Друбецкой, князь Андрей, Анатоль Курагин, Пьер — все они любят её, правда, по-разному. Она обладает удивительной способностью самим своим существованием пробуждать в человеке лучшие качества и чувства. Подслушанный князем Андреем разговор Наташи и Сони в Отрадном становится последней каплей, которая была необходима для воскрешения Болконского к жизни.

Чрезвычайно интересно соотнесение персонажа Ростовой с другими женскими образами романа. Прежде всего, надо говорить об образах княжны Марьи и Элен.

Княжна Марья во многом близка Наташе (сущность ее жизни тоже любовь), но в то же время в Марье значительно больше духовной работы, скрытой от других внутренней жизни. Обе любимые героини романа Толстого некрасивы, но в минуты высоких душевных переживаний они прекрасны. Толстой постоянно пишет о «блестящих», «сияющих» глазах героини, о «прекрасных, лучистых глазах княжны Марьи.

Душевной красоте Ростовой противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Принципиально для Толстого, что любовь, которая составляет суть характера образа Наташи, абсолютно не свойственна Элен. Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру. Толстой не устает подчеркивать, что в человеке, прежде всего, прекрасен внутренний мир, который делает его прекрасным и внешне. А вот обратное (когда прекрасный облик обязательно связан с внутренней красотой) совсем необязательно. Таким образом, противопоставление Наташи и Элен (например, в сцене первого ее бала) помогает автору раскрыть идеал красоты:

красота обязательно связана с духовностью.

Толстой пристрастно относится к своим героям. И этого он не скрывает. Он заставляет своих любимых героев совершать ошибки, мучаться, падать духом и воскресать снова. Наташу он любит всей душой, выбирая самые разнообразные краски для того, чтобы обрисовать ее характер.

Смотрите нашу презентацию по данной теме:

Детали портрета:

  • подчеркивающие некрасивость героини и выделяющие внутреннюю красоту ( большой рот, сияющие глаза),
  • проявление характера в поступках ( ночь в Отрадном, русская пляска у дядюшки, первый бал, объяснение с князем Андрем в Мытищах и другие),
  • авторская характеристика

(«любовь к матери показала ей, что сущность ее… — любовь — еще жива в ней),

  • отношение к героине других персонажей ( в трагические минуты жизни Ростова необходима другим: именно ее зовет старая графиня после известия о смерти Пети),
  • излюбленный прием Толстого — контраст (контраст внешности Наташи и Элен в описании первого бала героини, контраст между некрасивым, даже страшным лицом героини и внутренним огнем души при встрече с Андреем в Мытищах).

Каким бы противоречивым ни было восприятие образа Наташи Ростовой современными читателями, мы сталкиваемся в нем с особенным миром души русской женщины, русской дворянки, начала Х1Х века. В этом характере, с одной стороны, отразились черты века, с другой — общенациональные и общечеловеческие черты.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: Л.Н.Толстой Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

  1. мария говорит:

    отличное сочинение! сайт просто КЛАСС!!!!!

  2. Наталья говорит:

    Сайт отпад!

  3. BASKA говорит:

    САЙТ ПРОСТ СУПЕР…ПАСИБ

  4. Дина говорит:

    Отличный сайт,много полезной инфы!спасибо)

  5. Kil'ka говорит:

    Спасибо большое за информацию и этот сайт)))

  6. Kil'ka говорит:

    как текст копировать?

  7. Вика говорит:

    как текст то копировать?

  8. admin говорит:

    я уже отвечал на этот вопрос, смотри здесь http://velikayakultura.ru/kak-poluchit-nashi-sochineniya

  9. асемгуль говорит:

    даааа классно…

  10. Анатолий говорит:

    Всё отлично,спасибо!

  11. Татьяна говорит:

    Супер

  12. karinou говорит:

    Я довольна,очень здорово !

Добавить комментарий