Образ Наташи Ростовой для Толстого особенно значим, во-первых, потому, что она являет собой воплощение русского характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе.
В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе – это роль хранительницы семьи.
Образ Наташи Ростовой как воплощение национального женского характера
Детство и семья Наташи
Такой характер, как у Ростовой, мог появиться только в семье, олицетворяющей мир патриархальной дворянской семьи, в которой не только все ее члены, но и слуги, и остальные домочадцы представляют собой единое целое, связанное любовью.
Мы узнаем, например, что графиня вышла за графа Ростова по любви, хотя он был не так именит и богат, как остальные претенденты. Мир старых Ростовых и их детей – это мир бесконечной доброты и самопожертвования (реакция старого графа на проигрыш Николая, подводы для раненых в Москве в ущерб своему имуществу, поведение Пети и Николая и многое другое). Сама же Наташа – любимица всей семьи. Мы встречаемся с ней, еще девочкой, на первых страницах романа, на именинах, которые являют контраст со страницами, посвященными салону Анны Павловны Шерер. Непосредственностью героини любуются не только мать и отец, но и все гости.
Черты характера Наташи
Ростова щедро наделена лучшими человеческими чертами:
- она талантлива (прекрасно поет),
- одарена внутренней чуткостью (как понимает она чувства других людей, например, Пьера),
- мечтательна (ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей),
- в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души ( сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы).
“Сущность ее жизни была любовь”,
– пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в ее чувствах к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.
Героиня Ростовой живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми. Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней. Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.
В эпилоге романа читатель подчас видит совсем не ту героиню, к которой привык и которую хотел бы видеть. Но, по Толстому, именно в семье находит она свое предназначение. Именно такая женщина является идеалом писателя. Заботы о муже и детях, деятельное участие в их судьбе – вот предназначение женщины. Ростова не вдумывается в те идеи, которые обуревают Пьера, но она полностью доверяет ему и готова последовать за ним всюду.
Образ Наташи в системе романа и авторское отношение Толстого к ней
В системе образов «Войны и мира» эта героиня Ростовой занимает одно из центральных мест. Почти все мужские образы так или иначе связаны с Наташей. Николай связан с ней чувством родства душ, Борис Друбецкой, князь Андрей, Анатоль Курагин, Пьер – все они любят её, правда, по-разному. Она обладает удивительной способностью самим своим существованием пробуждать в человеке лучшие качества и чувства. Подслушанный князем Андреем разговор Наташи и Сони в Отрадном становится последней каплей, которая была необходима для воскрешения Болконского к жизни.
Чрезвычайно интересно соотнесение образа Наташи Ростовой с другими женскими образами романа. Прежде всего, надо говорить о персонажах княжны Марьи и Элен.
Княжна Марья во многом близка Наташе (сущность ее жизни тоже любовь), но в то же время в Марье значительно больше духовной работы, скрытой от других внутренней жизни. Обе любимые героини романа Толстого некрасивы, но в минуты высоких душевных переживаний они прекрасны. Толстой постоянно пишет о “блестящих”, “сияющих” глазах героини, о “прекрасных, лучистых глазах княжны Марьи.
Душевной красоте Ростовой противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Принципиально для писателя, что любовь, которая составляет суть характера и образа Наташи, абсолютно не свойственна Элен.
Элен – хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру. Толстой не устает подчеркивать, что в человеке, прежде всего, прекрасен внутренний мир, который делает его красивым и внешне. А вот обратное (когда прекрасный облик обязательно связан с внутренней красотой) совсем необязательно. Таким образом, противопоставление Наташи и Элен (например, в сцене первого ее бала) помогает автору раскрыть идеал красоты:
красота обязательно связана с духовностью.
Толстой пристрастно относится к своим героям. И этого он не скрывает. Он заставляет своих любимых персонажей совершать ошибки, мучаться, падать духом и воскресать снова. Наташу он любит всей душой, выбирая самые разнообразные краски для того, чтобы обрисовать ее характер.
Наша презентация (видео для урока по теме):
Портрет Наташи Ростовой
Толстой раскрывает нам портрет героини через детали:
- подчеркивающие некрасивость героини и выделяющие внутреннюю красоту (большой рот, сияющие глаза),
- проявление характера в поступках (ночь в Отрадном, русская пляска у дядюшки, первый бал, объяснение с князем Андреем в Мытищах и другие),
- авторская характеристика
(“любовь к матери показала ей, что сущность ее… – любовь – еще жива в ней),
- отношение к героине других персонажей (в трагические минуты жизни Ростова необходима другим: именно ее зовет старая графиня после известия о смерти Пети),
- излюбленный прием Толстого – контраст (контраст внешности Наташи и Элен в описании первого бала героини, контраст между некрасивым, даже страшным лицом героини и внутренним огнем души при встрече с Андреем в Мытищах).
Каким бы противоречивым ни было восприятие образа Наташи Ростовой современными читателями, мы сталкиваемся в нем с особенным миром души русской женщины, русской дворянки, начала ХIХ века. В этом характере, с одной стороны, отразились черты века, с другой – общенациональные и общечеловеческие черты.