Следствием французской буржуазной революции стало увольнение с казенной службы неблагонадежных иностранцев. В результате русский балет смог опереться на собственные кадры, первым из которых в 1786 году стал Иван Вальберх, который возглавил петербургскую балетную школу.
Формирование национального репертуара в русском балете
Увлекшийся сентиментализмом Карамзина, Вальберх дебютировал в 1795 г. балетом «Счастливое раскаянье». На основе мифологического сюжета он ставил «нравственные балеты», которые должны были пробуждать нравственные чувства. Этот балетмейстер уделял внимание реалистичному сюжету и костюму. Его работа приостановилась, когда Павел I приказал отправлять мужчин-танцовщиков на службу в армию. Тем не менее, в 1799 году им был поставлен новаторский балет «Новый Вертер» из жизни современного общества.
Постановки в стиле ампир французского балетмейстера Дидло, который работал в России в 1801-1811 гг., пришлись по вкусу русским придворным.
Его анакреонтические балеты «Аполлон и Дафна», «Зефир и Флора», «Пастух и Гамадриада», «Амур и Психея» поражали изяществом (танцоры выступали в сандалиях) и знаменитыми групповыми полетами, которые обеспечивали простые механики сцены.
В результате работы этих хореографов к 1805 году был сформирован национальный балетный репертуар. Последовавшая вскоре Отечественная война 1812 года стала причиной появления патриотических дивертисментов, в которых блистала в русских плясках Е.И. Колосова. В начале 19 века появились балеты на сюжеты Пушкина. Наиболее крупной работой стал балет «Руслан и Людмила», который поставил ученик Дидло Адам Глушковский.
Становление русской школы классического танца
Благодаря работе Дидло, который понимал необходимость реформации сценического танца и считал его основной частью драматического действия, началось становление русской школы классического танца.
Именно Дидло поставил Данилову на пуанты в 1808 году. Пальцевая техника вывела балерин на главные роли.
Среди пантомимных танцовщиц того времени выделялись Истомина, которой посвятил стихи А.С. Пушкин.
Московская балетная школа ориентировалась на выпуск солистов, петербургская – воспитывала кордебалет.
Балетный костюм стал использовать женский цветной корсаж, мужскую бамбетку и колет. Мужчины стали применять наземную и воздушную поддержку. Балерины танцевали в атласных балетках с простеганным носком. Характерные танцы исполнялись в замшевых или кожаных ботиночках на каблуке. В 1825 году открылся в Москве Большой Петровский театр.
Романтический балет 19 века в России
Итальянский балетмейстер Тальони хотел сделать из своей дочери Марии знаменитую балерину, несмотря на ее слабые данные. Для этого он модифицировал постановки, усложнив их технически и фактически создав романтическое направление. Звезда М.Тальони зажглась в балете «Сильфида» на музыку Шнейцгофера. В 1837 году этот балет увидел театральный Петербург. Параллельно с Тальони партию Сильфиды танцевала Е.Санковская в Москве. Их постоянно сравнивали зрители, что способствовало прогрессу искусства. Показанные ранее «Фенелла» и «Влюбленная баядерка» не могли сравниться с этой работой. Вершиной романтического балета стала «Жизель» Адана, которая в 1842 г. покорила Петербург. Ее создатель Ж.Перро вскоре стал руководить петербургской балетной труппой и поставил «Эсмеральду», в которой развил «действенный» танец, двигающий сюжет.
Этот балет на музыку Пуни по сюжету В.Гюго открыл новую эпоху балетного искусства. Социальная реалистическая направленность еще больше усилилась в следующей работе Перро – балете «Катарина, дочь разбойника». В дальнейшем царская цензура мешала Перро ставить подобные балеты. «Война женщин, или Амазонки 19 столетия» вызвали нарекания властей вслед за «Катариной». Балетмейстеру пришлось переключиться на развлекательную тематику («Наяда и рыбак», «Своенравная жена», «Марко Бомба», «Маркитантка»). Однако в конце своей карьеры Перро занялся серьезной работой – поставил «Фауста» и «Корсар».
Исполнители реалистических балетов
Увлечение Фани Эльслер испанскими народными танцами и умение создать образ на сцене привело балерину к мировой славе. Ее гастроли в 1848 году прошли в России с огромным успехом. Московский зритель рукоплескал ее Лизе из «Тщетной предосторожности» и Ольге в «Русской сироте». Под руководством Н.Пешкова (ученика Лобанова) Эльслер изучила русскую пляску, что дало новый толчок развитию народно-сценического танца. В этом же ключе трудилась выдающаяся русская танцовщица Е.Андриянова, которая в свое время училась технике в классе отца М.Тальони. После гастролей Эльслер, она тоже стала танцевать видоизмененные народные танцы («Сальтарелло», «Лезгинка» и др.). Ее партии в «Пахите» и «Бахчисарайском фонтане» неоднозначно воспринимались современниками, но оставили значительный след в истории. Длительными гастролями по провинции и за границей империи Андриянова пропагандировала новое хореографическое искусство.
В классический танец вместе с реализмом вернулся народный танец и пантомима.
Бессловесный балет, по мнению критика Белинского, занял достойное место одного из ведущих театральных жанров.