История русского балета — истоки и первые шаги

Корни любого вида искусства следует искать в народном творчестве. Балет не является исключением. Начавшись с игровых

( «А мы просо сеяли», «Перепляс и др.)

и культовых танцев (хоровод), русский балет сохранил свои эстетические каноны и стал законодателем этого жанра в новейшей истории.
В 8-9 веках в Киевской Руси появились первые танцоры-профессионалы – скоморохи. После перехода столицы в Москву, в эту профессию стали брать не только мужчин, но и женщин. В 15-16 вв. (до реформации церкви) танцевальные представления в «машкарах» (масках) поражали иностранных путешественников.

Истоки русского балета

Зарождение театрального танца в 17-18 вв

17 век ознаменовался появлением в Потешном дворце Кремлевского театра, в котором каждая пьеса обязательно заканчивалась балетными выходами (междусеньями). Эти entrée в исполнении мужчин в пышных одеждах представляли собой ряд фигур бального танца. Организатор театра И. Грегори уговорил военного инженера Никола Лима заняться обучением людей для царского балета. Сначала 10, а потом 20 мещанских детей под руководством этого балетмейстера успешно выучили все движения сценического танца и представили на царский суд балет «Орфей» во французском стиле.

В начале 18 в. Петр I закрыл театр Алексея Михайловича в Москве и решил внедрить искусство в жизнь российской элиты Петербурга. Его революционный указ об ассамблеях сделал обязательным преподавание бальных танцев в государственных учебных заведениях и поднял на высоту фигуру танцмейстера. Именно эти распорядители ассамблей часто переиначивали иностранные танцы и внедряли в них элементы славянской национальной пляски

Профессиональное обучение танцоров. Ж.Б. Ландэ

Колыбелью отечественного балета стал Сухопутный шляхетный корпус, в котором работал Жан Батист Ландэ, ученики которого в 1736 году подготовили три придворных балета, поставленных по всем законам парижской Королевской Академии танцев. Кадеты участвовали также в серьезном, полухарактерном и комическом балете итальянской труппы Фоссано. Чтобы сохранить подготовленные кадры, через год Елизавета I утверждает открытие «Собственной Ее Величества танцевальной школы», где начали занятия 12 детей простого звания.
В 1742 году императрица подписывает указ об учреждении в столице русской балетной труппы, в которой блистали первые русские профессиональные танцоры Афанасий Топорков и Аксинья Баскакова. Однако со смертью Ландэ придворный балет под руководством Фессано стал буксовать на месте, ставя однообразные бурлески, которые не могли привлечь русскую публику. В Европе назрела необходимость балетной реформации. Сен-Мар и Руссо призывали артистов снять маски и парики, Дидро ратовал за сюжет танцевальных представлений, Джон Уивер поставил первый сюжетные танцы, а Жорж Новер написал «Письма о танце». В России работал немецкий основоположник сюжетного балета – Гильфердинг, который утвердил его в Петербурге на 15 лет раньше в, чем в Париже. Работая вместе с Леопольдом Парадизо, балетмейстер ставил в середине 18 века самостоятельные балетные пьесы.

Появление сюжетных балетов конца 18 в

У истоков драматургии русских балетов стоял А.П.Сумароков, который стал пропагандистом панегирических танцев, написав либретто представлений «Новые лавры» и «Прибежище добродетели». Новый царский балетмейстер Гаспаро Анжиолини усилил фольклорный колорит, поставив «Забавы о святках», которые пришлись по вкусу Екатерине II. В 1779 году этот балет на основе русских народных мелодий произвел неизгладимое впечатление на депутатов Законодательной комиссии. В дальнейшем Анжилини развлекал двор аллегорическими панегириками на злободневную тему:

«Побежденное предрассуждение» (прививка против оспы)», «Новые аргонавты» (победа русского флота), «Торжествующая Россия» (разгром турок при Кагуле и Ларге).

В 1776 году был создан первый героический балет «Семира», который способствовал развитию танцевальной выразительности. Танцорам приходилось участвовать и в псевдорусских операх, либретто для которых писала сама императрица, и в комических операх коммерческих театров. В 1777 году в Петербурге образовался кроме придворного театра городской, который вырос из коммерческого «Вольного театра».

Из истории балетного костюма

В это же время происходит определенная трансформация балетного костюма. Уменьшается высота обязательного каблука, «бочонки» танцовщиков заменяются историческим костюмом в стиле барокко, танцовщицы сменяют неудобные кринолины в виде «корзин» на укороченные юбки, меньше используются парики. Однако подготовка кадров в это время стала страдать, что отодвинуло российских исполнителей на второй план. Только зарубежная стажировка помогла выйти на первые роли талантливому отечественному танцовщику Тимофею Бубликову.
В 1786 году балетмейстером петербургского балета стал трудиться Иосиф Кансиани, которому вменялось в обязанность воспитать достойные кадры. Вместе с ним работал ученик Новера Шарль Лепик. Ими были поставлены «Дон Жуан», «Инесса де Кастро», «Начальное управление Олега».

Первые школы  и крепостной балет

В 1756 году в Московском университете ввели изучение танцев, а в 1773 году на базе Воспитательного дома открылся учебный театр, где стали обучать 60 детей, которых опекал Леопольд Парадиз. Именно это учебный театр стал публичным московским театром, где с 1782 года начались балетные представления, которые ставил Козимо Меддокс. Молодая труппа отечественных исполнителей танцевала там дивертисменты, балеты современной тематики («Взятие Очакова»), комические оперы («Мельник – колдун, обманщик и сват»).
Одновременно с модой на публичные представления стал распространяться крепостной балет. В конце 18 века большие крепостные труппы Потемкина, Шереметьева, Апраксина, Зорича, Головкиной выступали весьма профессионально. В дальнейшем большинство артистов были выкуплены или переданы в казну. Это же время связано с развитием техники женского танца и оформления спектаклей. Художники стали конкретизировать место действия, писать реалистичные декорации, использовать игру света и тени.

Русский балет пришел с царского двора к простому зрителю. Демократические преобразования стали основным толчком в дальнейшем самоопределении национального балетного искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский балет. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.